ГМИИ им. А.С. Пушкина организует акцию #savetheshedu в поддержку памятников Ассирийской культуры, подвергшихся насильственному разрушению в Нимруде и Мосуле.
В качестве символа этой акции были выбраны шеду - существа на пяти лапах с телом быка или льва, орлиными крыльями и головой человека. Такие каменные изваяния охраняли вход во дворцы и въезды в древние города. В шумеро-аккадской мифологии шеду были духами-хранителями человека, выражали его индивидуальность.
Все посетители музея могут принять участие в акции в поддержку сохранения ценностей мировой культуры для будущих поколений. Для этого нужно сфотографировать изваяния шеду или сфотографироваться на фоне скульптуры и выложить снимок в социальные сети с хештегом #savetheshedu.
Напомним, что в феврале-марте этого года боевики террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), захватившие часть территории Сирии и Ирака, сровняли с землей руины древнего города Нимруд, бывшей столицы Ассирийского государства. До этого джихадисты опубликовали видео уничтожения исторических памятников в Мосуле. Террористы объявили памятники ассирийского искусства «ложными идолами», которые противоречат учению ислама.
Среди уничтоженных произведений искусства изваяния крылатых быков с головой человека – шеду – стражи ворот Нимруда, и ворота другого древнего города — Ниневии, остатки древнего города Дур-Шаррукин, древние клинописные таблички и скульптуры, барельефы со сценами из жизни ассирийских царей из музея Мосула, тысячи книг.
Эти разрушения можно сравнить с печальным опытом сожжения книг. Для археологов и специалистов по истории древнего мира архитектурные памятники являются своего рода «текстами», благодаря которым они восстанавливают культуру ушедших цивилизаций.
Еще в 1896 году Иван Владимирович Цветаев, задумывая Музей изящных искусств как место, в котором будут собраны лучшие произведения мировой архитектуры и скульптуры, понимал, что без слепков крылатых быков с головой человека – шеду (подлинники находятся в коллекции Лувра), барельефов и горельефов из дворца в Нимруде (подлинники принадлежат Британскому музею) коллекция, задуманного им музея, будет неполной.
В Месопотамии (современные Ирак и Сирия) возникла самая ранняя в истории человечества цивилизация. Культура, существовавшая на этой территории, дала человечеству шестидесятеричную систему счета, семидневную неделю, монументальную архитектуру, земледелие, керамику, первые города, первую письменность, первые государства, здесь возникли земледелие, металлургия и металлообработка. На памятниках или на историко-культурном развитии междуречья Тигра и Евфрата можно изучать общие закономерности развития человеческого общества.
В собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина входят как слепки с оригинальных произведений, так и подлинные памятники искусства Месопотамии и Ассирии. Коллекция слепков с памятников искусства древней Передней Азии насчитывает 88 произведений, заказанных Иваном Цветаевым в Европейских музеях, а также предметы из коллекции Румянцевского музея и коллекции русского востоковеда и собирателя Владимира Семеновича Голенищева. В коллекцию подлинников Пушкинского музея входят 476 произведений прикладного искусства, основную часть которых составляют археологические памятники V тыс. до н.э. из Северного Ирака, найденные в 1970-е годы Советско-иракской археологической экспедицией и переданные в дар музею Институтом археологии РАН, другую часть Переднеазиатского собрания представляют 1789 клинописных текстов в основе коллекции – 1319 клинописных табличек из собрания академика Николая Петровича Лихачева (1862–1930).
Источник фото: myfhology.info