23 марта коллектив «Мастера хорового пения» примет участие в грандиозном концерте в Большом зале Московской консерватории. Совместно с Национальным филармоническим оркестром России хор исполнит великое произведение – Высокую мессу си-минор И.С. Баха.
В исполнении также примут участие солисты: Татьяна Минеева (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Евгений Ставинский (бас), - и Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева. За пультом – художественный руководитель «Мастеров хорового пения», народный артист России, профессор Лев Конторович.
Исполнение Мессы будет посвящено сразу двум большим датам – 330-летию со дня рождения великого немецкого композитора и 125-летию со дня рождения Александра Васильевича Свешникова – легендарного русского хормейстера, основателя Академического Большого хора (1928 год), с 2005-го носящего название «Мастера хорового пения».
Судьба Высокой мессы необычна и поучительна. По жанровой природе своей формально предназначенная для церковного культа, она почти никогда не исполнялась и ныне не исполняется в церкви, вызывая к себе холодное, а то и недоброжелательное отношение в клерикальных кругах. Объясняется это исключительно внутренней природой, образным содержанием самой музыки Баха. Одни склонны предполагать, что Месса была создана под воздействием чисто внешних, житейских обстоятельств и меркантильных побуждений. Другие пытаются свести ее к музыкальным интерпретациям молитвенных текстов, к звуковой символике композитора-духовидца (А. Пирро). Третьи считают, будто бы Бах стремился возможно более точно воссоздать в музыке все перипетии и аксессуары воскресной службы и ее таинств (Ф. Вольфрум). Наконец, А. Швейцер, А. Хейс выдвигают гипотезу об утопическом намерении композитора символически воссоединить через свое произведение разобщенную западно-христианскую церковь в синтезе протестантского и католического обряда и вероучения.
Но музыка неопровержимо свидетельствует против этих, очевидно, превратных и односторонних толкований. По масштабам, выразительным средствам и составу исполнителей Месса явно не предназначена для ритуального служения в церковных стенах, не говоря уже о тех эстетических качествах, какие свойственны ее концепции и образному строю. Это грандиозная концертная фреска, предназначенная для светского филармонического формата – именно в таком виде она сегодня и предстает перед публикой, давно покорив весь мир.
Мессу h-moll Бах создавал на протяжении многих лет. Далекий прототип Sanctus, по мнению исследователей, относится еще к 1724 году. Последние же поправки в партитуру композитор вносил вплоть до того дня, когда окончательно ослеп в 1750 году.