Оркестры и хоры РГМЦ



Симфонический оркестр радио «Орфей»

Важнейшая просветительская миссия коллектива – популяризация музыки современных российских композиторов, многие из которых были представлены на Международном конкурсе «Трибуна современной музыки», проводимом под эгидой ЮНЕСКО.  Руководит коллективом яркий представитель отечественной дирижёрской школы заслуженный артист России Сергей Кондрашев.





Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева

Легендарный коллектив, созданный победной весной 1945 года. Гордость оркестра – это репертуар, «золотой фонд» советской эстрадной песни.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России композитор Александр Клевицкий.




Академический большой хор «Мастера хорового пения»

Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Это один из лучших в стране хоров, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом. Гибкость, непревзойденное чувство стиля хор с блеском демонстрирует во время концертов, выступая на ведущих площадках России, Европы, стран Востока...




Академический хор русской песни

Академический хор русской песни – постоянный участник Московского пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Дней славянской письменности на Красной площади. Выступления хора – это всегда яркие сценические шоу с участием танцевальной группы под руководством заслуженной артистки России Людмилы Байковой и оркестра народных инструментов. Художественный руководитель хора – Николай Азаров. Главный хормейстер - Андрей Азовский.




Академический оркестр русских народных инструментов им. Некрасова

Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова (АОРНИ им. Н. Н. Некрасова Телерадиоцентра "Орфей"). Художественный руководитель - главный дирижёр Евгений Анатольевич Волчков. В репертуаре оркестра русская народная музыка, русская и зарубежная классика народов мира.




Большой детский хор

Художественный руководитель - главный дирижёр Елена Анатольевна Шумилова. В репертуаре хора - произведения Чайковского, Рахманинова, Бортнянского, Глинки, Баха и других композиторов. Однако визитной карточкой коллектива по-прежнему остаются песни классиков жанра: Шаинского, Крылатова, Чичкова, Пахмутовой, Журбина, Тухманова, чьи песни уже много лет поют дети России...


В Музее появилась музыкальная диковинка – электромеханический оркестрион. Это необычный орган фирмы «DECAP», в составе которого аккордеоны, саксофоны и ударные инструменты играют сами, без исполнителя. Европейское чудо можно не только увидеть, но и услышать.

Оркестрион – механический музыкальный инструмент, воспроизводящий музыку в оркестровом звучании. Представляет собой комбинацию нескольких механических инструментов симфонического оркестра.

Оркестрионы различных размеров и внешнего оформления получили распространение главным образом в США, Германии, Чехии, Бельгии, Нидерландах, были представлены в 19 в. и в России   - в поместьях (в бальных залах, гостиных, диванных) и богатых домах провинциальных городов, успешно заменяя дорогие оркестры.

Позднее оркестрионы устанавливались в танцзалах и исполняли лёгкую музыку. В Бельгии до сих пор популярны мобильные площадки с оркестрионами, под звуки которых танцуют все желающие.

В качестве источника звука используются так называемые перфорированные книжки. В каждой из них - по одному музыкальному произведению. Сменять их, как пластинки на патефоне, может любой человек.

В России оркестрионы не получили массового распространения, в связи с чем Центральный музей музыкальной культуры станет одним из немногих мест в нашей стране, где инструмент будет доступен широкой аудитории.

 Интересные факты:

- Сохранились сведения о первом механическом оркестрионе, созданном английским придворным часовщиком К. Пихбеком в 1724 (включал: чембало с флейтами, трубами и литаврами).

- Венский механик И. Н. Мельцель (один из создателей метронома) в 1790-е гг. сконструировал механический инструмент, включавший флейты, трубы, барабаны, тарелки, треугольники и струнные ударные (с молоточками). Усовершенствовал свое изобретение в 1803-04 годах и представил новую модель под названием «пангармоникон» — механический орган наподобие шарманки с цилиндрическими валиками, который имитировал звучание всех инструментов военного оркестра, действуя при помощи мехов. Пангармоникон механически воспроизводил несколько популярных произведений, нанесенных изобретателем на валики: увертюру из оперы «Лодоиска» Луиджи Керубини, фрагменты «Военной симфонии» Йозефа Гайдна и ораторий Генделя. Наконец, в 1812 году, будучи придворным механиком, Мельцель создал новую модель для императорского «Кабинета искусств» в Вене. В основе его лежали орган с язычковыми трубами, духовые инструменты, а также ударные, приводившиеся в действие штифтованными цилиндрами и гирей. Своему другу, Л. ван Бетховену, Мельцель подал идею создания увертюры «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». Во второй части сочинения использовался его оркестрион.

- Оркестрион не только услаждал слух. Известен факт, когда звуки этого механического музыкального инструмента испугали Наполеона I во дворце Шарлоттенбург в Берлине и заставили его поднять боевую тревогу.

- Оркестрион – единственный механический инструмент, сохранившийся в музыкальной бытовой практике 20 века; в Нидерландах и в настоящее время проводятся конкурсы Оркестрионов во время массовых праздников.