|
Большой зал Московской государственной консерватории им. Чайковского05 июня 2019, 19:00В программе: Брукнер: Te Deum для солистов, хора и оркестра. Малер: Симфония № 6 ("Трагическая"). Солисты: Абаева Зарина (сопрано), Ляскова Наталия (меццо-сопрано), Франке Маркус (тенор), Коростылев Игорь (бас). |
В программе:
Брукнер: Te Deum для солистов, хора и оркестра
Малер: Симфония № 6 ("Трагическая")
Солисты: Абаева Зарина (сопрано), Ляскова Наталия (меццо-сопрано), Франке Маркус (тенор), Коростылев Игорь (бас)
Дирижер: Павел Коган
Концерт посвящен музыке двух «титанов» западного симфонизма конца XIX века – австрийцев Антона Брукнера и Густава Малера. Партитуры их симфонических опусов грандиозны во всех отношениях: льющиеся потоком темы, бьющие через край эмоции, виртуозное оркестровое письмо. В музыке композиторов слышны первые отголоски той бури, которая захлестнет весь XX век.
Свой великий «Te Deum», написанный на закате творческого пути, Антон Брукнер называл «гордостью всей жизни». Это монументальное пятичастное полотно для хора, солистов, оркестра и органа было создано на текст древнехристианского гимна «Тебя, Бога, Хвалим». Безусловно, на выбор первоисточника повлияли личные симпатии композитора, о глубокой религиозности которого даже сохранилось одно примечательное воспоминание: когда Брукнера спросили, как он будет приветствовать своего возлюбленного Бога на небесах, он скромно ответил: «Я покажу ему партитуру "Te Deum", и он будет судить меня милосердно». Это может звучать смело, но, услышав музыку композитора, невозможно с ним не согласиться.
В исполнении «Te Deum» примут участие хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова и солисты: сопрано Зарина Абаева, утонченное меццо-сопрано Наталия Ляскова, ведущий немецкий тенор Маркус Франке и бас Игорь Коростылев.
Духовным «преемником» Брукнера называл себя его современник Густав Малер. В заключение концерта прозвучит его Шестая «Трагическая» симфония. Малер полагал, что «симфония должна вмещать в себя все», и вкладывал в произведения всего себя без остатка. В этом смысле Шестая симфония – одно из самых личных произведений композитора. Даже без программного заголовка интуитивно «вычитывается» содержание этой потрясающей драмы в звуках: история титанической борьбы малеровского Героя за счастье всего человечества.
_________________
Павел Коган – 30 лет во главе оркестра
«Моя задача и задача коллег – неизменно быть на высоте».
22 мая прославленный российский дирижер Павел Коган отмечает 30-летие руководства Московским государственным академическим симфоническим оркестром.
Маэстро занял должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году.
Под его управлением в истории МГАСО началась новая эра. Коган реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.
Павел Коган: - Изменения, которые произошли в оркестре, созвучны тем изменениям, которые произошли в стране и в мире. В стране в первую очередь. Сколько всего поменялось за три десятка лет… Оркестр очень чутко реагирует на внешние изменения и тоже трансформируется. Наша основная функция – духовная, я бы даже сказал воспитательная. Мы видим свое призвание в том, чтобы давать публике лучшие образцы музыки, воспитывать вкус, тянуть за собой. Но также очень важно сохранять традиции. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы великое наследие было затоптано, сожжено, а взамен создавалось что-то другое, временное.
Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений величайших композиторов: И. Брамса, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Штрауса, Ф. Мендельсона, Г. Малера, А. Брукнера, Я. Сибелиуса, А. Дворжака, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, С.С. Рахманинова, С.С.Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.Н. Скрябина, Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля.
Масштабные программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений.
Сегодня благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню их исполнения МГАСО заслужил уважение и любовь слушателей в России и за ее пределами. Оркестр ежегодно дает концерты в Большом зале Московской Консерватории и Концертном зале им. П.И. Чайковского, в том числе в рамках популярных персональных и смешанных абонементных циклов.
Павел Коган: Мы работаем в неослабевающем ритме. Постоянно развиваемся. Это заключается в представлении нового репертуара, в различных точках гастролей коллектива, в сотрудничестве с замечательными солистами. Совсем недавно, например, с нами выступили Денис Кожухин и Андрей Баранов, музыканты, имеющие мировую известность. Я не ставлю какие-то временные рамки: что было в 2018, 2019 году, что будет в 2020-м. Идет планомерная работа высокопрофессионального творческого коллектива, который имеет возможность выступать на лучших концертных площадках Москвы, страны и мира. Моя задача и задача коллег – неизменно быть на высоте.