XII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, который завершился в Петербурге 13 сентября, показал, что молодым российским вокалистам по-прежнему не хватает исполнительской техники, зато, как и раньше, природных данных хоть отбавляй. Из Петербурга репортаж корреспондента радио «Орфей».

По Бетховенскому фойе филармонии, почти безлюдному, где по случаю Конкурса Образцовой разместилась фотовыставка с большими портретами примадонны, бродит сухопарый седой старичок. Шаркая ногами, он переходит от одного снимка к другому, вглядывается в лицо Елены Васильевны, наклоняется и, шевеля губами, силится прочитать подписи, поясняющие в какой из оперных ролей запечатлена великая певица. Затем дедушка выпрямляется, пытается осенить себя крестным знамением, но, перенеся уже было руку от живота к правому плечу, вдруг передумывает и дрожащим тенорком, фальшиво, зато от души затягивает Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин: «Я люблю тебя, я люблю тебя...»

 (
Фотовыставка «Елена Образцова. Мои любимые роли». Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы)

В это же самое время в одной из соседних комнат жюри конкурса думает, как распределить призовые места. Обсуждение затягивается часа на полтора. Мэтрам приходится решать непростую задачу. Если бы в этом состязании был явный лидер, он стал бы некоей точкой отсчёта. Но уровень всех участников, хотя и крепкий, но уж очень средний.

Незадолго до начала третьего тура жюри встретилось с журналистами и морально подготовило к тому, что вот-вот должно прозвучать со сцены. Общую тональность небольшой пресс-конференции задала народная артистка России Лариса Гергиева, которая 20 лет назад придумала и организовала этот конкурс как подарок Елене Образцовой на 60-летие, и с тех пор Лариса Абисаловна — постоянный член жюри состязания: «Оставляет желать лучшего вопрос стиля, произношения. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята относились к этому более внимательно. Обязательно нужен ментор, коуч, преподаватель, который со стороны может сказать, как ты сейчас звучишь, какие у тебя недостатки и над чем надо работать».

Полностью поддержала это мнение народная артистка Советского Союза, звезда оперной сцены Маквала Касрашвили: «Конечно, мне бы хотелось увидеть ещё более высокий уровень подготовки молодых певцов, которые удивляли бы не только прекрасными голосами, но и своим умением, мастерством, владением техникой. Певец без ума — ещё не певец. Ведь, помимо голоса и данных, нужна ещё голова и критическое отношение к себе. Когда вокалист решает принять участие в столь масштабном конкурсе, он должен быть во всеоружии, чтобы максимально полно раскрыться на сцене».

Народная артистка России Ольга Бородина, впервые работающая в жюри Конкурса Образцовой, попыталась возразить старшим коллегам, но без особого напора и лаконично. Да и трудно что-либо сказать в оправдание участникам состязания. За любым из международных вокальных конкурсов теперь можно следить с закрытыми глазами, игнорируя объявления ведущих: если при весьма средних голосовых данных певца слышно неплохую или даже хорошую школу бельканто, то на сцене, скорее всего, представитель азиатских стран — Монголии или Китая. А богатейшая природа, помноженная на невероятные силу и здоровье, при явных проблемах в постановке голоса и культуре звука — верные признаки «наших» конкурсантов.

Оперный продюсер Алессандро Ариози, владелец агентства Ariosi Management, в частной беседе с корреспондентом радио «Орфей» выразил недовольство тем, как звучал итальянский язык конкурсантов: «Они должны учиться хорошему произношению, стилю. Это абсолютно необходимо. Не знаю, есть ли здесь достойные учителя, способные им помочь. Но если у тебя правильное произношение, то и голос зазвучит хорошо».

Конкурсная программа третьего тура предусматривает исполнение двух арий в сопровождении симфонического оркестра. Но для экономии времени участники поют только по одному произведению. К тому же в финал допускают не 15 человек, как это установлено регламентом, а только 11.

Большой зал почти полон публики. Она тепло приветствует участников. Иногда, кажется, слишком — выступление Эльзы Исламовой два раза прерывают бурными аплодисментами и криками «Браво!» Впрочем, слушателей понять можно: сцену и гавот Манон из одноимённой оперы Жюля Массне услышишь на концертах не часто, а лукавый француз снабдил своё сочинение такими каденциями, что не сразу сообразишь — то ли часть гавота закончилась, то ли весь номер целиком, и уже пришла пора хлопать от души.

Тем временем в YouTube, где шла трансляция тура, между зрителями в чате разразились баталии — в обсуждении выступлений конкурсантов страсти было, пожалуй, больше, чем на самой сцене Большого зала Петербургской филармонии. Кто-то делал ставки на то, что в этом конкурсе гран-при не будет. И не ошибся. Главный приз не присудили никому.

Первой же премией и полумиллионом рублей наградили выпускника ГИТИСа Дзамболата Дулаева. Теперь он мечтает поработать в каком-нибудь европейском театре, набраться зарубежного опыта: «Самым сложным на конкурсе было показать всё, чему научился за эти годы, донести суть произведений, показать мастерство».

Вторую премию и 350 тысяч вручили солисту оперного театра (студии) при Московской консерватории Сергею Севастьянову. Третья премия, 250 тысяч рублей, приз зрительских симпатий и специальный приз радио «Орфей» достались Оксане Секериной (Майоровой). Она довольна результатом: «Нельзя никогда быть уверенным ни в чём — могут вмешаться любые третьи силы: болезнь, какой-то случай. Это всегда рулетка. Но я очень счастлива».

XII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, прошедший в Санкт-Петербурге с 6 по 13 сентября, стал историей. Имена победителей предыдущих состязаний — Ильдара Абдразакова, Юлии Лежневой и других — известны во всём мире, их записи звучат в эфире радио «Орфей». Как знать, может быть, участники и лауреаты нынешнего конкурса когда-нибудь добьются таких же высот, каких достигли их предшественники.


Текст: Андрей Ноздреватых
Фото: Леонид Торопов
 

Специальные призы и награды XII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой


«За лучшее исполнение произведения из репертуара Елены Образцовой»: Мария Солдатенкова (Россия)

Специальная премия от председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова: Леонтий Сальенский (Россия)

«Лучший концертмейстер конкурса»: Алсу Барышникова, Елизавета Дмитриева

Специальная премия от Академии молодых оперных певцов Мариинского театра «Лучший концертмейстер конкурса»: Мария Чернова

Специальная премия Культурного центра Елены Образцовой: Анна Кучерявый (Молдова)

Специальная премия Благотворительного фонда Елены Образцовой: Станислав Ли (Казахстан)

«За лучшее исполнение камерного вокального произведения русского композитора XIX-XX веков»: Дзамболат Дулаев (Россия)

«За лучшее исполнение камерного вокального произведения западноевропейского композитора XIX-XX веков»: Сергей Севастьянов (Россия)

«За лучшее исполнение арии из оперы итальянского композитора XVIII-XIX веков»: Азат Малик (Казахстан-Венгрия)

Специальные премии Международного фонда «Серж Меценат» Монголия:
«За лучшее исполнение русской музыки зарубежным певцом»: Анна Кучерявый (Молдова)
«Лучший баритон конкурса»: Азат Малик (Казахстан-Венгрия)
 
Специальная премия «Чистый голос», учреждённая компанией «Барон» (Франция), производитель препарата «Гомеовокс»: Акылбек Пиязов (Узбекистан)
 
Специальный приз — выступление в спектакле Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: Сергей Кузьмин (Россия)
 
Специальный приз — выступление в спектакле Московского театра «Новая опера»: Сергей Кузьмин (Россия)
 
Специальный приз — выступление в спектакле Московского театра «Геликон-опера»: Акылбек Пиязов (Узбекистан)
 
Специальный приз от дизайнера одежды Елены Образцовой Клавдии Завьяловой: Оксана Секерина (Майорова) (Россия)