Двадцатилетие Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию отметили 26 июня в Москве. В день юбилея главные лица комиссии вспоминают долгую, но полную интересных событий дорогу, которую прошла индустрия телерадиовещания с 1999 года.

Главная задача этого совета – распределение теле- и радиочастот таким образом, чтобы вещание в России было максимально разнообразным, а станции не пересекались в эфире. Во многом, именно решения конкурсной комиссии сформировали рынок медиа в том виде, в котором мы его знаем сегодня. В разные годы в её состав входили известные широкой публике Владимир Познер и Геннадий Хазанов, а также знаковые лица теле- и радиоиндустрии – Марк Кривошеев, Эдуард Сагалаев, Армен Оганесян и многие другие.

Впечатлениями о начальном этапе работы комиссии поделился руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Именно он стоял у истоков формирования современной системы распределения частот. По его словам, эфир превратился в серьёзный сегмент бизнеса в 1990-е годы. Именно тогда возникла острая необходимость в прозрачной и эффективной системе в этой области. Совет, который устраивал конкурсный отбор претендентов, уже существовал, но собирался крайне нерегулярно.


Михаил СЕСЛАВИНСКИЙ: «В 1998 году меня назначили руководителем Федеральной службы по телевидению и радиовещанию, и абсолютным приоритетом для нас стало создание регулярной и чётко функционирующей комиссии. Мы собрали компактную рабочую группу профессионалов. Созданием механизма работы комиссии мы занимались практически год. Конечно, были горячие дебаты, но мы сумели выработать принципы и алгоритмы для работы конкурсной комиссии. Сейчас, спустя 20 лет, я с гордостью могу сказать, что они подтвердили свою эффективность».

Несмотря на то, что сама концепция творческого отбора была быстро принята всеми участниками, дискуссии о её практической реализации долго не стихали. Прошло некоторое время, прежде чем собрание выработало правила отбора – до этого часто возникали курьёзные ситуации. Генеральный директор Российской телевизионной и радиовещательной сети Андрей Романченко рассказал об интересных случаях, с которыми он сталкивался на раннем этапе работы комиссии.


Андрей РОМАНЧЕНКО: «Шёл процесс становления регламентов, и многое было неясно. У некоторых действительно хороших радиостанций, которые побеждали в конкурсе, не было лицензий на вещание или даже чётко прописанных концепций. Однажды пришлось создавать концепцию радиостанции за ночь, всем коллективом. Другой случай – олигарх, для того, чтобы получить частоту для своей радиостанции, привёл нам на заседание африканцев. С там-тамами, тамбуринами. Устроили нам целое представление! Действительно, на ранних заседаниях мы и сами не понимали, какой должен быть формат выступлений. Теперь, конечно, карнавалов меньше».

На встрече в честь юбилея участники делились не только воспоминаниями о прошлом, но и рассказывали о планах на будущее в эпоху цифрового вещания. Вопрос о развитии радио классической музыки вызвал заметное оживление. Председатель комиссии и глава Роскомнадзора Александр Жаров отметил, что формат радио «Орфей» прекрасно отвечает потребностям аудитории, а также признался, что сам является слушателем нашей волны. На тему классической музыки в российском эфире высказался и Михаил Сеславинский. Он отметил, что развитие радио с такой концепцией сейчас возможно лишь с помощью поддержки со стороны государства.

Михаил СЕСЛАВИНСКИЙ: «У нас было несколько попыток создать FM-радио классической музыки в Москве. К нам обращались частные компании, которые хотели осуществить такой проект. Им выделяли частоты, но ни одной из них не удалось довести начатое до конца – все они, спустя некоторое время, просили о смене концепции. Многие из них жаловались, что радио классической музыки не собирает рекламу, и финансовый баланс компании быстро уходит в минус. Единственным вариантом существования радио классической музыки в Москве было отдать частоту государственному учреждению. В конечном счёте, это и произошло. Я считаю – главное, что радио «Орфей» существует. Отдавали частоту 99,2 FM с потом и кровью. Как оказалось, многие звёзды российской музыкальной сцены заявляли, что эстрада – это тоже классическая музыка. В итоге, с перевесом в один голос, эту частоту для радио «Орфей» мы выцарапали».

В день своего юбилея Федеральная конкурсная комиссия также провела заседание, на котором определились победители конкурса на право спутникового вещания с использованием орбитально-частотного ресурса. Среди победителей – «НТВ-плюс» и «Орион Экспресс».


Текст и фотографии: Анна Чичагова