Третий вечер Международного фестиваля Юрия Башмета в Ярославле прошел в театре Волкова. На суд публике представили музыкальный спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Абрамовича.

Для Юрия Башмета «Онегин» несет в себе элемент личного, семейного. По словам маэстро, именно на эту оперу многократно ходили его родители, а отец знал партитуру от первой до последней ноты.

В постановке нашлось место и певцам, и оркестру, и актерам. Из оперы Чайковского Башмет выбрал самые яркие номера и разбавил их отрывками из знаменитого романа Пушкина. Текст поделили пополам супруги Константин Хабенский и Ольга Литвинова. Партию Онегина пел Илья Кутюхин, Татьяну — Жаля Исмаилова. Сильный отклик у публики вызвал Ленский в исполнении Юрия Городецкого. В паре с ним — игривая Ольга Карины Хэрунц.

Происходящее на сцене нельзя назвать ни оперой, ни драматическим спектаклем. Пожалуй, самое подходящее название — музыкально-литературная композиция. Это не премьера. Впервые башметовского «Онегина» показали также в Ярославле девять лет назад в формате open air — на набережной.

Постановку можно критиковать за многочисленные музыкальные купюры, которые для оперных знатоков, наверняка, покажутся кощунством. Но если бы их не было, стал бы Юрий Абрамович претендовать на звание оперного режиссера? Вряд ли у него были такие планы. На эту роль в своем спектакле Башмет позвал Илью Ильина из московского «Геликона».

Но зачем было соединять отрывки двух самостоятельных произведений? На этот вопрос Юрий Башмет отвечает так: «Те, кто впервые приходит в оперный театр, даже с самыми выдающимися вокалистами, мало понимают текст из-за артикуляции. Подразумевается, что слушатели должны знать текст изначально. Тот же, кто пришел в первый раз на наш спектакль, знает, кто кого любил, кто кого убил. Потому что профессиональные актеры читают текст Пушкина».

Такой «Онегин» — достойный способ за один вечер познакомиться с музыкой Чайковского и вспомнить сюжет романа. «И музыка, и текст слишком хороши. Я так понимаю, для слушателя это очень трудоемкая работа — на всем концентрироваться: и на игре оркестра, и на тексте Кости Хабенского. Но проект получился живучим, его просят», — подчеркнул Юрий Абрамович.

В подтверждение его слов — шквал аплодисментов в финале и многократные поклоны артистов, которых публика не хотела отпускать.

Текст: Наталия СЕРГЕЕВА

Фото: Рада ЛАМБРИНИ