Персонажи поют на расстоянии вытянутой руки от зрителей, голоса хора раздаются то снизу, то слева, то справа — премьера оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» состоялась 25 октября в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Постановочная команда переносит действие из мифа в реальность, использует атрибуты прошлого и ставит спектакль не на сцене, а в Ротонде, в акустике фойе. Режиссёр Георгий Исаакян любит играть со зданием театра.

Георгий ИСААКЯН: «Площадку для постановки „Орфея“ само пространство продиктовало. Я обходил несколько раз здание, пытаясь его почувствовать, ощутить. Каждый раз, заходя в Ротонду, я понимал, что здесь обязательно должно что-то звучать. Мы делали там серию концертов, проводили репетиции. Я примерялся к этому пространству. И наконец возникла идея „Орфея“. Но самое главное — после того, как я пригласил присоединиться к этой идее интереснейшего современного художника Ксению Перетрухину, возникла мысль, что это не просто Ротонда, а всё здание целиком становится главным действующим лицом. Это такое путешествие. Оно начинается с момента, когда зритель входит в театр. Это путешествие внутрь спектакля. И чем дальше ты идёшь, тем больше ты погружаешься в это время, в эти слои. Что-то вызывает у тебя ностальгию... Я чуть не расплакался, когда увидел один из шкафов, которые привезли, потому что точно такой стоял рядом с моей детской кроватью. И это не реконструкция, а ощущение времени стало главной мыслью спектакля».

Разноцветные и разномастные стулья, на которых сидят зрители, привезли, кажется, откуда-то из 70-х годов прошлого века. И столы, используемые в спектакле как реквизит, похоже, жили когда-то в «брежневках» и часто ощущали на своих поверхностях влагу «андроповки» и «горбачёвки». После спектакля направляясь в гардероб, внимательный посетитель заметит небольшую надпись «Не оборачивайся». Это одна из ключевых идей спектакля.

Георгий ИСААКЯН: «Мы много размышляли на тему взаимоотношения человека и времени. И мы понимаем, что, с одной стороны, мы произрастаем из своего прошлого. С другой стороны, очень часто это прошлое нас не отпускает, не даёт нам двигаться, развиваться. Оно висит гирями на нас. „Не оборачивайся“ — это не приказ, это вопрос, предложение: не слишком ли часто мы идём с головой, вывернутой назад, вместо того, чтобы смотреть вперёд?

Как вы помните, главным условием, поставленным Орфею, было то, что он не должен обернуться. И это было единственное условие, которое он не смог выполнить. Он совершил подвиг: прошёл все круги ада, вошёл туда, куда ни один смертный не входил. Но он не смог удержаться от того, чтобы не обернуться. И для художника, и для любого простого человека это один из принципиальных вопросов: как часто мы должны оборачиваться?»

«Орфей» Монтеверди в Театре имени Сац — это премьера фестиваля «Видеть музыку». Далее в его программе «Кармен» Жоржа Бизе — спектакль, который «Геликон-опера» покажет 26 октября.


Текст: Андрей Ноздреватых