Музыканты хотят говорить о сложной музыке, а студенты хотят её играть – это всё, что нужно знать о завершившейся в Гнесинке неделе современной музыки. Важный практический опыт, который студенты получили вместе, – мастер-класс композитора Владимира Горлинского. Здесь и сейчас, в музыкальной гостиной дома Шуваловой  они "с нуля" творят произведение с препарированными инструментами, подручными средствами, собственными телами и голосами, они понимают себя, друг друга и процесс, в котором находятся с интересом.

Владимир Горлинский считает, что студенты смогли добиться уникальных звучаний:

«Когда я отправлялся на этот мастер-класс, то не знал, получится ли из этого музыка, или это просто станет неким опытом сосуществования. Но мне кажется, что всё получилось очень интересно, и я бы с удовольствием слушал эту музыку, находился внутри».  

 

Современная академическая музыка – тоже процесс, который складывается из накопленного композиторского опыта, желания исследовать звук и время, а также умения видеть красоту за рамками привычных тембров, гармоний и форм.

В день, когда в таком прогрессивном мире выходит новый гаджет, появляется и новая музыка. А композиторы живы и досягаемы, они тоже транслируют прогресс.

Десятки изголодавшихся по музыкальному прогрессу студентов соединились с наставниками, которые посвятили новой музыке годы, и подготовили концерт из сочинений композиторов, живущих среди нас. Участвовать в эксперименте вызвались не только гнесинцы, но и студенты консерватории. Пианист Дмитрий Баталов хочет, чтобы освоение новой музыки стало весомой частью учебной программы:

«Дело даже не только в том, что люди не играют новую музыку, а в том, что слуховому освоению такой музыки в нашем образовании посвящён абсолютный минимум. К моменту, когда человек вырастет, у него недостаточно подготовлены голова и уши для того, чтобы захотеть услышать что-то своё в этой музыке.»

 

Четыре дня лаборатории мы учились слушать новую музыку, расщеплять звук на кларнете и флейте, читать альтернативную нотацию и препарировать инструменты. Параллельно с  ежедневными мастер-классами, воркшопами и экспериментами со звуком студенты разучивали музыку Клауса Ланга, Лучано Берио, Николая Корндорфа, Тристана Мюрая и Франческо Филидеи. Этот марафон организовали участники научно-творческого общества и студенческого совета Гнесинки, совершив тем самым невозможное: такой плотности общения с новой музыкой и лучшими её представителями. Гнесинка пока не знала.

Наставниками проекта стали преподаватели, участники ведущих коллективов современной музыки. Двое из них – флейтист Иван Бушуев и певица Ольга Власова – выступили в итоговом концерте вместе со студентами. Программа-мечта, в которой самой консервативной выглядит музыка Арнольда Шёнберга, стала прекрасным подтверждением того, что студенческий интерес к новой музыке – не желание показаться продвинутыми, а осознанный выбор жить в новом меняющемся мире.

Текст: Наталья Михайлова

Фото: Ирина Севастьянова, Арсен Крапивин