Бах, Вагнер, Гайдн, гречневая каша с грибами и уха — наш корреспондент Андрей Ноздреватых 23 июня побывал в подмосковном селе Подмоклово на ежегодном фестивале классической музыки. Репортаж с берегов Оки.

Все обочины и свободные площадки в Подмоклове заставлены машинами — аудитория у фестиваля преданная. Проходит он на открытом воздухе у храма Рождества Богородицы. Здесь нет пафоса, красных ковровых дорожек, устриц и шампанского. Зато есть недорогие, но вкусные уха, гречневая каша с грибами, пирожки и вода из родника.

В партере — естественном амфитеатре вокруг храма — не кресла, обшитые красным бархатом, а мешки, набитые соломой. В VIP-ложе для пожилых — простые деревянные скамейки.

Вместо сцены — ступеньки храма и большое крыльцо, на котором стоит исторический инструмент из коллекции реставратора Алексея Ставицкого — рояль Diederichs Freres. Дедушке уже больше 120-ти лет.

Пианистка Екатерина Державина играет Баха. Сверху, не попадая в темп и ритм, глухо пытается греметь гром, но гроза, совсем немного подумав, проходит стороной. На фестивале в Подмоклове Екатерина уже не впервые.

Екатерина ДЕРЖАВИНА: «Особая атмосфера этого фестиваля в том, что он проходит на открытом воздухе. Это, конечно, немного необычно. С одной стороны, очень приятно, потому что здесь удивительно тёплая, дружелюбная атмосфера. Сам храм даже её создаёт и все люди, которые вокруг него — отец Дионисий и его замечательная семья, которая всё это организовала. Конечно, есть свои сложности в исполнении на открытом воздухе. Просто чисто акустически, когда вы играете с подзвучкой. Но это всё окупается приятной атмосферой, энтузиазмом и поддержкой настоящего искусства».

Пётр Айду, пианист, или как он себя называет — звуковой художник — вместо заявленной в программе сонаты Чайковского неожиданно для всех и, возможно, для самого себя, решает ударить по Вагнеру.

Рядом с храмом маленький пруд. На берегу мальчишки занимаются тем же, чем занимались их сверстники лет триста назад, во времена князя Григория Фёдоровича Долгорукова, который начал строительство церкви — кидают в воду камешки. Похоже, что и Пётр Айду в детстве забавлялся точно так же.

Пётр АЙДУ: «Мои родители купили дом в пяти километрах отсюда, когда мне было 12 лет. Я часто ходил сюда гулять. Мы бродили вокруг этой церкви, которая была разрушена, но тем не менее было заметно, что это что-то выдающееся. Ходили на Оку купаться когда-то давным-давно. Играется здесь прекрасно. Очень много приятной публики, и очевидно, что собрались не случайные люди. И их довольно много. И ещё такая погода хорошая. И вообще всё здо́рово!»

На сцену выходит Камерный оркестр Тарусы. Под звуки симфонии Гайдна палящее солнце лениво садится куда-то за Оку...

Фестиваль классической музыки в Подмоклове — семейный. Организует его семья настоятеля храма. А несколько сотен гостей чувствуют себя как дома. И даже если вы здесь впервые, сразу появляется ощущение, будто бывали уже много раз. Здесь можно аплодировать после каждой части симфонии; можно слушать её сидя на копне соломы или лёжа на траве раскинув руки.

А если вам три или четыре года, то и верхом на велосипеде. И если в финале Presto вам вдруг захочется позвонить в велосипедный звоночек — звоните. Вам за это ничего не будет.

Текст: Андрей Ноздреватых
Фото: Мария Корнеева и Андрей Ноздреватых