Премьера новой постановки оперы Христофора Плиева «Коста» – одно из главных событий, приуроченных к празднованию 60-летнего юбилея Национального государственного театра оперы и балета и Филиала Мариинского театра в Республике Северная Осетия-Алания. Удивительно, но в течение многих лет прославленную национальную оперу негде было услышать, а ведь в середине прошлого века она шла не только во Владикавказе, но и с успехом исполнялась в Москве.

Рассказывает Художественный руководитель театра, Народная артистка России Лариса Гергиева.

Лариса Гергиева: «Одну из постановок оперы, в которой я принимала участие еще совсем молодой, осуществили в 70-е годы режиссер Юрий Николаевич Леков и дирижер Павел Францевич Панасян. Мне довелось услышать «Коста» и в первоначальной версии, когда за дирижерским пультом стояла Вероника Дударова, а режиссером был Иоаким Шароев. Правда, видела я этот спектакль только в записи.

Главный герой оперы Коста Хетагуров – великий осетинский поэт. Все – и молодые, и старые – называли его по имени, любили его, знали его творчество. Да и сегодня очень многие осетины читают его стихи наизусть. И на осетинском, и на русском языке его поэзия звучит очень трогательно. Вчера в зале театра, в антракте ко мне подошла маленькая девочка, почему-то пожелала прочесть развернутое стихотворение Коста и с чувством мне его рассказала. Это лишний раз свидетельствует о том, что Коста всегда будет символом доброго, прекрасного и самого талантливого в Осетии. Сам он родился в высокогорном селе Нар, любил бывать в Осетии, хотя и не мог постоянно жить здесь. Он работал в Русском драматическом театре, писал пьесы, играл заметную роль в общественной жизни города.

Я должна сказать, что композитор Христофор Сосланович Плиев, которого я хорошо знала и уважала, очень хотел, чтобы герой чисто внешне напоминал поэта. Предыдущий исполнитель партии Коста, знаменитый осетинский баритон Юрий Бацазов великолепно исполнял эту роль, но сейчас нам, конечно, понадобился более молодой певец. Мы все прекрасно знаем, как выглядел Коста. Есть множество фотографий, портретов. Он был невысокого роста, худощавого телосложения. Прошлой осенью, когда на сцене нашего театра проходил Конкурс Павла Лисициана, нашего выдающегося земляка, на сцену вышел молодой певец, студент ГИТИСа Дзамболат Дулаев. Я просто ахнула! Я знаю его с детства, но сейчас он очень вырос, возмужал. Он очень похож на поэта. К тому, он включил в конкурсную программу знаменитую Арию Коста. Эта ария очень трудна. Здесь нужно мастерство. Она не для начинающих певцов. Дзамболат так здорово чувствует музыкальный материал, с таким смыслом исполняет стихотворения поэта, что двух мнений быть не может – это его роль. Так я пришла к выводу, что делать «Коста» надо, и в этом году в репертуаре театра эта опера появилась».

 

В Осетии множество памятных мест, связанных с именем Хетагурова. Все, что имеет отношение к нему лично, к его трагической судьбе, исключительно важно. Важно то, насколько точно передаются в спектакле самобытные осетинские традиции. Важно, как выразительно звучат со сцены стихи Хетагурова в исполнении Анатолия Галаова, выступившего режиссером-постановщиком спектакля. Анатолий Галаов – один из лучших исполнителей роли Коста Хетагурова на драматической сцене, великолепный знаток его поэзии, человек, посвятивший изучению жизни Коста годы жизни, с огромным трепетом и бесконечной ответственностью подошел к этой работе. Готовясь к постановке, он читал и перечитывал стихи Хетагурова, искал в них новые смыслы. Выразить их так, чтобы зритель не только понял, но принял задумку авторов – задача максимум. Музыкальный руководитель спектакля Лариса Гергиева не скрывает – работа шла очень непросто.

Лариса Гергиева: «В опере множество хореографических номеров, довольно мощный хор, очень сложная, плотная, насыщенная оркестровка. Я пригласила дирижера Мариинского театра Заурбека Гугкаева. Конечно, нужно, чтобы у тебя весь этот мелос, ритм был в крови. Не каждый может это понять и справиться с поставленными композитором задачами, но у нас все получилось – прекрасная музыка, хорошие арии, замечательная возможность продемонстрировать виртуозное мастерство для балета театра, особенно в мужском танце. Замечательный хореограф Тимур Сикоев вдумчиво и очень внимательно подошел к материалу. Он постарался использовать движения, которые были в старом осетинском танце».

В сценическом оформлении важно было уйти от бытовых подробностей, сохранив при этом исторический контекст, национальный характер. Невероятно колоритным оказалось визуальное решение, работа художника-сценографа, Народного художника Республики Дагестан Ибрагима Супьянова. Слова Коста: «Цепью железной нам тело сковали», стали лейтмотивом спектакля. Опутавшие людей цепи, которые тянутся до неба, держат нас в своих силках. Их так хочется сбросить и неожиданно в финале оперы все они падают, заставляя зал содрогнуться в испуге. Мы ищет ответы, размышляем о дуализме жизни, о том, почему существует антитеза плохое – хорошее, справедливое – несправедливое, праведное – неправедное. Граница между залом и сценой стирается. Сопереживание, содействие – характерные особенности этого спектакля, в котором объединились усилия нескольких театральных трупп – Национального государственного театра оперы и балета во Владикавказе, Дигорского драматического театра, Мариинского театра.

Лариса Гергиева: «Сегодня, когда с большим успехом прошла премьера этой оперы на сцене Национального государственного театра оперы и балета, уже Филиала Мариинского театра, я должна сказать самые добрые слова в адрес композитора. Я очень дружила с ним и помню, что даже когда у исполнителя что-то не получалось, он всегда ободряюще говорил: «Да, да, не волнуйся! Все хорошо, все прекрасно». Сам же горячо переживал, мечтал о том, чтобы был такой ровный, хороший, состав певцов. Оркестр тогда был не очень укомплектован, не хватало музыкантов, и опера не могла, наверное, прозвучать так мощно, как сегодня. Мне помнится, что Плиев очень надеялся, что эта опера оставит о нем добрую память. Он говорил, что это главное его произведение, музыка, за которую не стыдно, опера, которую театр должен иметь в репертуаре. То, что мы стали филиалом Мариинского театра, позволило осуществить эту мечту. Мы можем теперь позволить себе пригласить музыкантов оркестра Мариинского театра, хотя бы несколько человек, но это уже другой уровень исполнения. Мы можем пригласить и молодых солистов Мариинки. Коста Хетагуров часть своей жизни провел в Петербурге, и это то, что связывает маленькую Осетию с великим городом. Он очень любил Петербург, учился там.

Я надеюсь, что опера будет долго в нашем репертуаре, что Дзамболат Дулаев найдет возможность бывать в Осетии, у себя на Родине, и сможет играть Коста. Но как знать, может, в скором времени появится еще один певец, который также сможет исполнять эту партию».

Текст Татьяна Цветковская

Фото Лана Ванеева