Ещё полторы недели будет продолжаться приём заявок на участие в премии «Чистый звук». Это награда за лучшую запись произведений российской академической музыки. 1 апреля на сайте http://sound-pure.com появится лонг-лист допущенных к участию авторов произведений, исполнителей, изготовителей фонограмм, издателей и других обладателей исключительных прав на аудиозапись. О звукозаписи корреспондент радио «Орфей» Андрей Ноздреватых поговорил с членом жюри премии «Чистый звук», генеральным директором Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ириной Герасимовой.

А. Ноздреватых: Ирина Анатольевна, как на ваш взгляд, сейчас обстоит дело в нашей стране со звукозаписью академической музыки?

И. Герасимова: Мне кажется, сейчас в России со звукозаписью проблемы — не хватает настоящих, крупных, с хорошим оборудованием студий. Музыка — это ведь вещь эфирная: ты её сыграл — она есть, ты ушёл со сцены — её нет. А хочется, чтобы что-то оставалось. По сути, это сохранение наследия. Самые знаменитые музыканты делали записи, чтобы когда-то их могли услышать потомки, чтобы о них не просто легенды ходили. Говорят, например, что Клара Вик была хорошей пианисткой. Я верю, но мне хотелось бы послушать. Но тогда не было звукозаписи. Вот для чего нам нужна эта премия. Чтобы мы могли рассказать, что в наше время жило много хороших пианистов и пианисток, например. И прекрасных дирижёров. Но помимо этих рассказов мы могли предъявить аудиозапись, благодаря которой слушатель может понять, что это был действительно замечательный музыкант.

Профессия саунд-продюсера, звукорежиссёра сейчас тоже в довольно сложном состоянии. Я имею в виду звукорежиссёров, связанных с академической музыкой. Что сейчас в основном пишут режиссёры? Студийных записей мало, производственных мощностей, как я уже говорила, мало, денег тоже мало, хранить записи негде. Получается, что звукозапись сейчас, как правило, живёт в залах, где пишут только то, что звучит там. Нужен большой агрегатор, который мог бы собрать всё то, что записали залы, студии, саунд-продюсеры.

«Тонстудия» на «Мосфильме». Фото: www.mosfilm.ru

А. Ноздерватых: И таким агрегатором могла бы стать радиостанция «Орфей».

И. Герасимова: «Чистый звук» — это "наша" премия. Наша работа связана именно со звукозаписями. Мы их отбираем. Радийщики — это эксперты, которые отбирают и предлагают слушателю самую лучшую продукцию.

А. Ноздреватых: У «Орфея» ведь есть и свои проекты, связанные со звукозаписью?

И. Герасимова: У нас есть крупный проект «Возрождаем наследие русских композиторов». Он позволяет найти и вернуть к жизни музыку, которая не была записана. Мы её записываем. Но наша запись — это уже наша эпоха. Голоса эпох минувших было бы, конечно, интересно сравнить с голосом нашей.

Мы часто записываем наши концерты. Это тоже очень интересно, потому что мы фиксируем мгновения откровений музыкантов. В любой зал, на любой интересный концерт радиостанция «Орфей» может выслать целую бригаду звукорежиссёров, которая концерт запишет и мы сможем потом в эфире показать эту запись многомиллионной аудитории.

А. Ноздреватых: И не только в России.

И. Герасимова: Если радиостанция получает разрешение музыкантов, мы можем отправить запись всем радиостанциям Европейского вещательного союза. Они с большим интересом относятся к российскому академическому музыкальному пространству и с удовольствием берут в свой эфир концерты известных российских музыкантов. Мы, например, записываем Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина, у нас есть записи Международного фестиваля Ростроповича и многих-многих других. Несколько лет назад мы записали прекрасный концертный проект Геннадия Рождественского с его рассказами. Эти концерты имели огромный спрос среди наших коллег-радийщиков во всём мире.

Поэтому звукозапись — наше всё. Для радио — это основной способ заявить о каком-то замечательном событии.