Программный директор радио «Орфей» стал гостем утреннего эфира 12 июля. Евгений Кобылянский ответил на вопросы радиослушателей и подписчиков  соцсетей, а также рассказал о современной музыке, дальнейшей судьбе аудиопрограмм  и культурной политике России.  У микрофона  —  ведущие «Утреннего джема» Наталья Сергеева и Никита Курочко. 

Н. Сергеева: Евгений Борисович, что изменилось за последние полгода, с тех пор как вы стали у руля?

Е. Кобылянский: Изменилось самое главное, чего мне хотелось добиться: стремительно увеличилась и увеличивается аудитория наших подписчиков в электронных СМИ. Я имею в виду социальные сети и сайт. Наши слушатели стали более активными, переписка – более конструктивной. Сейчас мы имеем, на мой взгляд, одно из главных качеств, необходимых для работы нашей радиостанции: обратную связь со слушателем.

Важно и то, что мы стали более «живыми» в эфире: значительно возросло количество прямых эфиров. Это и наш любимый «Утренний джем», и вечерние программы со звонками слушателей. Мы движемся в этом направлении и в дневных программах.

Кроме того, музыка, которая звучит в эфире, позволяет нам говорить не только о количественном, но и о качественном изменении нашей аудитории. Как ни парадоксально для классической музыки, наша аудитория становится моложе, она прирастает тридцатипятилетними людьми. Это показали наши собственные исследования. Не меняя концепции, занимаясь исключительно развитием и пропагандой классической музыки в эфире, благодаря определённой репертуарной политике и подаче материала мы достигли увеличения числа тех, кто слушает нас у радиоприёмников.

Н. Курочко: Некоторые жалуются, что в эфире мало музыки минимализма, мало современных композиторов.

Е. Кобылянский: Наша аудитория велика и совершенно разнообразна, и потому мы не можем ориентироваться только на то, что нас слушают профессионалы. Естественно, мы стремимся к тому, чтобы с нами было интересно всем. Радио – для всех. Современная музыка представлена в нашем эфире. Но в линейном эфире мы не можем уделять внимание совсем экстремальным, экспериментальным вещам.

Возможность подачи авангардной музыки со стороны радио «Орфей» уже предусмотрена. Современным направлениям будет посвящён специальный раздел. Он будет доступен и в мобильном приложении, и на сайте «Орфея». И все, кто интересуется современными направлениями и кому не хватает звучания этой музыки в эфире, могут сполна насладиться ею в наших новых электронных СМИ. Этот грандиозный проект касается не только современной музыки, но и вообще крупной формы, больших хоровых, оперных произведений, которые в силу особенностей радиовещания мы не можем дать целиком. Приложение, которое сейчас конструируется и проходит тестовые испытания, мы запустим уже к осени, к новому сезону. В нём вы найдёте онлайн-каналы, доступные для всех, абсолютно бесплатные, где в потоковом вещании вы сможете слушать произведения крупной формы без выборки, без рекламы. Только музыка.

Н.Сергеева: Евгений Борисович, а будут ли размещаться аудиофайлы прошедших программ на сайте орфей.рф?

Е. Кобылянский: Отсутствие программ в архиве было связано с тем, что, прежде чем что-то разместить, нужно сначала отрегулировать вопросы, которые касаются авторских прав и прав радиостанции на размещение музыкального материала. Так работает наше законодательство, и это хорошо. Сегодня благодаря нашему тесному сотрудничеству с Российским авторским обществом этот вопрос урегулирован. Договорная часть этого вопроса находится в стадии окончательного утверждения. И я полагаю, что с августа мы начнём размещать на сайте архив циклов программ. Он будет доступен для потокового слушания с музыкой без рекламы.

Н. Сергеева: Как вы относитесь к нынешней культурной политике в России?

Е. Кобылянский: Я выступаю категорически за цензуру в средствах массовой информации. Это касается не только музыки. Это касается русского языка, отношение к которому стало совершенно убийственным даже со стороны работников СМИ. Я считаю, что нужна цензура по профессиональному признаку: цензура, которая отсекает носителей плохого, безграмотного русского языка, цензура, которая отсекает примитивно скроенные на коленке музыкальные произведения, звучащие в эфире всюду. Они распространяются, как сорняки, как мусор, и пробиться сквозь них действительно талантливым людям практически невозможно. Тщательно продуманная цензура, безусловно, необходима. Только тогда мы сможем осуществить ту функцию, для которой мы созданы. Это не только развлекательная, но ещё и образовательная функция, которая развивает самое главное – интеллект нации. А уж нация стоит того, чтобы развивать её интеллект.

Н. Курочко: Каким вы видите будущее радио «Орфей» через год? К чему стремимся?

Е. Кобылянский: Стремимся прежде всего к тому, что мы будем полностью переоснащены технически. К радости наших слушателей мы теперь имеем замечательную возможность записывать концерты на своей технике. Мы сформировали прекрасный парк микрофонов для записи больших оркестров, у нас теперь есть свой очень удобный пульт, и мы можем мобильно перемещаться на любые концертные и фестивальные площадки. Даже не через год, а уже через полгода радио «Орфей» мне видится живой структурой, в которой ещё более мобильным будет появление каких-либо событий на гребне волны. Это, безусловно, приведёт к тому, что радио «Орфей» станет инициатором (подчёркиваю, инициатором!) и учредителем интересных фестивальных, конкурсных проектов, развивающих современное искусство. Коллектив пополнится талантливой творческой молодёжью, потому что у нас много замыслов по выпуску новых циклов программ.

Обновление, которое я затеял буквально с первого дня, ни на секунду не останавливается и не остановится. Нам есть, куда двигаться, куда расти. Мы расширяем свою географию. Уже сейчас к нам приезжают музыканты из других стран. Открою военную тайну. Буквально через час я встречаюсь с послом Испанского королевства в России, для того чтобы обсудить наше сотрудничество, выраженное в одном очень интересном проекте. В нём примет участие звезда испанского гитарного искусства Хуан Мануэль Канизарес и симфонический оркестр радио «Орфей». Я еду обсудить с господином послом этот проект и придать ему серьёзный межгосударственный статус. Вот так я работаю над реализацией культурной политики.