Испанский город Сория, нанесённый на музыкально-фестивальную карту мира ассоциацией молодых музыкантов-исполнителей Российского музыкального союза, принимает почётных гостей. Участников фестиваля-творческой школы ждут концерты и мастер-классы саксофониста Никиты Зимина, пианиста Андрея Ярошинского, скрипача Никиты Борисоглебского и виолончелиста Александра Рамма.

Сразу после концерта-открытия с президентом ассоциации Андреем Ярошинским встретился журналист радио «Орфей» Евгений Златин.

Е. Златин: Андрей, расскажи, пожалуйста, почему мероприятие проводится в городе Сория?

А. Ярошинский: Этот город хорошо расположен, он очень уютный, небольшого размера, но при этом здесь замечательные концертные залы и прекрасные люди, которые горячо откликнулись на наше предложение. Город удачно расположен с точки зрения логистики. Это удобно и для студентов, и для моих друзей. Плюс ко всему здесь очень насыщенная культурная жизнь, в которую мы вливаемся с большой радостью и присутствуем уже второй год.

Е. Златин: В этом году ты решил нанести концентрированный удар по Испании русской музыкой и русскими музыкантами. Как ты формировал свою команду: Александр Рамм, Никита Борисоглебский, Никита Зимин и, собственно, ты сам?

А. Ярошинский: В этом году Россия уже нанесла удар по Испании, поэтому мы продолжили его в музыке. Если говорить серьёзно, я очень люблю своих замечательных друзей, больших музыкантов. В прошлом году здесь уже побывали Никита Борисоглебский и Никита Зимин, а в этом году мы с большой радостью добавили сюда виолончель и Александра Рамма, который мгновенно откликнулся на наше приглашение. Такое расширение состава вызвано в том числе и своеобразным запросом со стороны тех людей, которые хотят участвовать в мастер-классах, ведь присутствие виолончели, особенно если её представляет такой замечательный музыкант, как Саша, очень важно. Таким образом, мы растём и развиваемся. Когда мы репетируем, концентрация энергии и эмоций настолько велика, что всех, кто находится поблизости, порой просто сносит в самом добром смысле этого слова. И в этом наша сила. Поэтому мы занимаемся поддержкой, продвижением и распространением величайшей и знаменитейшей русской культуры, русской музыки. Мы делаем это, потому что по-другому мы не можем.

Е. Златин: Мероприятие посещают представители самых разных стран, а в прошлом году приезжала участница из Российской Федерации. Как ваша команда подбирает участников?

А. Ярошинский: У нас существует заблаговременно подготовленная форма заявки на мастер-класс. И очень важно, что в прошлом году практически все студенты, которые приехали к нам, уже по окончании курса сказали, что приедут снова. Мы ещё даже не успели разъехаться, а они уже подошли к нам со словами: «Мы хотим ещё». То же самое сказали не только студенты, но и власти города и слушатели. Дай бог, в следующем году всё сложится так же замечательно, как в нынешнем, благодаря поддержке Российского музыкального союза, поддержке властей города и огромному желанию и энтузиазму моих друзей, которые приезжают сюда буквально по первому звонку.

Мне бы очень хотелось, чтобы ребят из России было как можно больше. Для этого мы добавляем своеобразный патриотическо-политический элемент. Я думаю, что формат мероприятия будет подвергаться определённым изменениям, для того чтобы расти и двигаться дальше. Я не знаю, что будет в следующем году. Но я убеждён, что, имея потрясающую команду, имея за спиной колоссальную русскую культуру, русскую школу, наш курс, который фактически перерастает в фестиваль, неизбежно будет развиваться.

Е. Златин: Немножко личный вопрос. Зачем ты занимаешься организацией фестивалей? Ведь по факту ты играющий пианист, ты концертирующий музыкант, ты преподаёшь. Казалось бы, можно спокойно сидеть и писать комментарии в фейсбуке, а ты воплощаешь в жизнь свой проект. Зачем тебе это надо?

А. Ярошинский: Это очень хороший вопрос. Мне кажется, его смело можно расширить до масштабов всей нашей жизни, а не только нашего проекта. Зачем? Если этот вопрос возникает, то дело плохо. Значит, мотивация потеряна и уверенность в том, что ты делаешь, постепенно сходит на нет. Я считаю, что, если музыкант чувствует себя комфортно, на самом деле он уже почти закончился. Я не говорю про автомобили, дачи, яхты, которые нам вряд ли когда-нибудь удастся увидеть. Я говорю о желании двигаться вперёд, о стремлении к развитию, о жажде светлых, мощных перемен. Когда человек сидит дома и, как ты говоришь, пишет комментарии в фейсбуке, это не комфорт. Это стагнация, это конец. Я сам очень боюсь такого «комфорта». Да, все мы стремимся к нему, добиваемся определённых результатов, стараемся обрести более широкие финансовые возможности. Но мы не должны смешивать всё это с комфортом внутренним, эмоциональным, творческим. Нужно всегда гореть, нужно всегда хотеть и никогда не спрашивать, зачем.

Идея создать нашу ассоциацию возникла достаточно давно, но проект ещё очень молод. И я не знаю, зачем ребята приезжают сюда. Я звоню и говорю: «Слушай, дружище, такая история». — «Да ты что?! Здорово! Когда?» И начинаются конкретные вопросы. Никто не отвечает: «Знаешь, я не могу». Никто не спрашивает: «А зачем?» Или я говорю: «Давайте сыграем трио Рахманинова». Мне говорят: «Давай сыграем два». Почему бы мне не сказать: «А зачем?» Странный вопрос, правда?

Я очень хочу, чтобы это было нам нужно всю жизнь. Это касается не только нас лично, но и всех людей, которые занимаются творчеством, потому что творчество — это всегда поиск, это всегда перемены, это всегда движение вперёд. Музыка без движения не существует. Музыка — это искусство во времени. Нет времени — нет движения.

Мы не говорим про студентов, мы не говорим про развитие Российского музыкального союза, про нашу гордость, когда мы представляем русскую культуру. Мы не говорим о том, что мы меняем жизнь детей. Может быть, это звучит громко, но я уверен, что это так, потому что у них горят глаза, у них внутри что-то происходит. Но для чего нам это нужно, вопрос философский. Ответить на него нельзя, потому что он просто не возникает. Нет вопроса — нет ответа.

Е. Златин: Огромное спасибо.