Образ — объединяющая сила выставочных залов, радио и великих партитур. На фестивале «Интермузей» генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дал интервью «Орфею».

Михаил ПИОТРОВСКИЙ: «Музеи играют огромную, если не самую первую, роль в нашей жизни. Музей — наиболее демократичное учреждение культуры, потому что нам есть, о чём можно сказать и рассказать людям всех уровней грамотности. Музеи сохраняют и навязывают нам память, национальную, человеческую (это то, что отличает человека от животного, человека от растения), и преобразуют эту память в некий диалог культур, хотя память может быть и основой ненависти друг к другу, как это часто бывает.

Музеи воспитывают посетителя. Посетитель музеям нужен, но это только часть того, для чего существует музей. Музей — не для того, чтобы развлекать. Музей — для того, чтобы учить. Но для этого он должен собрать, изучить, препарировать, создать тот продукт, который потом воспитывает из людей людей.

У музеев есть особенность: мы говорим на очень многих языках. Вообще, музей — это пристанище муз, храм муз. Муз много, и время от времени музеи вдруг их всех привечают. Бывают такие периоды. Сейчас — именно такой. Все музы у нас есть.

Музыка присутствует у нас в большом количестве, потому что музыка и искусство переливаются друг в друга. Партитура композитора, может быть, выглядит так же красиво, а картину можно воспринимать, представляя ту музыку, которая могла бы звучать. Музыку всегда можно представлять через картины. Есть много разных способов почти утилитарного использования музыки, для того чтобы получать больше удовольствия от общения с искусством, не говоря о том, что музыка — это часть художественного мира, в котором мы живём и который должен всё время присутствовать над миром бытовым, а он не всегда бывает хорош. Мир искусства всегда хорош.

Музей общается с разными средствами массовой информации. Это телевидение, радио, в частности музыкальное радио. Совместно с радио «Орфей» мы делаем особую программу, которая как раз и пытается (и, по-моему, удачно) преобразовать художественные образы через слово в музыку, через музыку в слово. Мне кажется, это очень современно: радио, звуковое освещение, перевод художественных предметов на язык музыки. В каждую эпоху он совершенно разный. Когда-то переводили «Картинки с выставки» Мусоргского, а сейчас совсем другие выставки, другие картинки и другая музыка».