В Московском международном Доме музыки 10 мая состоится концерт Академического хора русской песни «Нам дороги эти позабыть нельзя…». В преддверии выступления Евгений Златин и Наталия Сергеева поговорили с художественным руководителем коллектива Николаем Азаровым.

Е. Златин: Николай Николаевич, вы по образованию дирижёр академического хора.

Н. Азаров: Да, есть такая неприятность.

Е. Златин: А в чём специфика работы с народным коллективом?

Н. Азаров: Работать с академическим хором русской песни я начал три года назад. А согласился я на эту историю, потому что Николай Васильевич, основатель этого замечательного коллектива, тоже был академистом. Я вспомнил, что, когда я заканчивал консерваторию, диплом мне вручал как раз Николай Васильевич Кутузов. И я понял, что это знак, что деваться мне некуда и надо работать.

Если говорить о специфике работы с академическими и народными коллективами, то технологические вещи по большому счёту одни и те же. Да, у исполнителей в народном хоре другой диапазон, другая манера звукоизвлечения, но всё равно речь идёт о музыке, об интонации, об ансамбле, строе и так далее. А вот огромная разница – в тех ощущениях, которые ты испытываешь, когда работаешь с профессиональным академическим хором и с народным хором. Вот у участников второго совершенно другое отношение к музыке и к работе. В народном коллективе люди вкладывают душу в то, что они делают. Это видно и по лицам, и по глазам, и по конечному результату.


Таких песен несколько сотен, и каждая достойна того, чтобы звучать, и притом не только в День Победы


Е. Златин: Приближается День Победы – великий праздник, к которому относятся по-особому. Какие произведения, на ваш взгляд, лучше всего подходят, чтобы высказаться на эту тему?

Н. Азаров: Вы абсолютно правы в том, что это великий праздник, мимо которого никак нельзя пройти. Когда в прошлом году мы первый раз прикоснулись к программе, посвящённой Дню Победы, у нас был выбор: либо песни военных лет, либо песни о войне. Основная проблема заключалась в том, чтобы выбрать материал. Концерт же не может быть бесконечным. В те годы было создано колоссальное количество шедевров, связанных с темой войны. Таких песен несколько сотен, и каждая достойна того, чтобы звучать, и притом не только в День Победы. Пока мы сделали только одну программу на военную тему, но в будущем мы планируем расширить этот репертуар.

Н. Сергеева: Десятого мая в Московском международном доме Музыки состоится концерт Академического хора русской песни. Вы пригласили к участию двух солистов: Ярослава Абаимова и Николая Диденко, тенора и баса. Почему именно эти тембры?

Н. Азаров: В своё время, когда я учился в хоровом училище и работал в Академии хорового искусства, руководил этим учебным заведением Виктор Сергеевич Попов. Наши студенты тогда давали порядка шестидесяти-семидесяти концертов в год. Так происходит и по сей день. А зачем это делается? Уж точно не для того, чтобы замучить их и довести до нервных срывов. За эти годы мы поработали практически со всеми выдающимися музыкантами. Попов всегда говорил одно и то же: «Если перед вами стоит Спиваков, смотрите и учитесь. Если вы на одной сцене с Хворостовским, слушайте и учитесь». Просто любому коллективу, даже нашему, всегда есть, куда развиваться. Я считаю, что для участников нашего хора такие выдающиеся певцы, как Ярослав Абаимов и Коля Диденко,– это и вокальная, и образовательная школа (педагог во мне всё никак не помрёт). Жанры народной песни и песни военных лет очень тяжело даются академически образованным певцам. Поэтому я стараюсь приглашать по-настоящему талантливых музыкантов. Слава богу, среди хороших музыкантов у меня много друзей, а сотрудничество с талантливыми людьми обогащает коллектив и доставляет удовольствие.


Видеоряд хорош тогда, когда он не мешает тем, кто умеет слушать и слышать музыку, и стимулирует тех, у кого более развито зрительное восприятие


Н. Сергеева: Сегодня в концертах довольно часто используют видеоряд. Как вы считаете, зачем музыке видео и какие кадры будут сопровождать вашу концертную программу десятого мая?

Н. Азаров: Видеоряд должен быть очень дозированным и очень корректным по отношению к музыкальному материалу. Если он начинает отвлекать людей от понимания музыки и от осознания текста, это уже нехорошо. У всех людей разное восприятие. Видеоряд хорош тогда, когда он не мешает тем, кто умеет слушать и слышать музыку, и стимулирует тех, у кого более развито зрительное восприятие.

Мы не изобретали велосипед. Над нашим видеорядом работали профессионалы, и он получился максимально корректным и аккуратным. В основном это кадры хроники.

Е. Златин: Программу «Нам дороги эти позабыть нельзя…» вы исполните только в Доме музыки или она прозвучит и на других площадках?

Н. Азаров: Я вам так скажу: девятого мая у коллектива шесть концертов. Разумеется, программа не будет исполняться целиком на всех шести площадках, но вы сможете услышать её фрагменты. А к следующему сезону мы подготовим новую военную программу.

Н. Сергеева: Дорогие друзья, приходите десятого мая на концерт в Московский международный Дом музыки. Программа «Нам дороги эти позабыть нельзя…».

Н. Азаров: Ждём наших дорогих радиослушателей на нашем концерте.