Й. Гайдн. Нельсон-месса. - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Академический Большой хор «Мастера хорового пения» представляют "Нельсон-мессу" Й. Гайдна. 

"Нельсон-месса "- третья из шести знаменитых поздних месс Гайдна была завершена летом 1798 года спустя три года после второй триумфальной поездки композитора в Англию. Она входит в цикл из шести месс, созданных в период 1796-1802 годов в честь княгини Марии Херменегильд, супруги князя Николая Эстергази II . "Нельсон" отличается от других месс особенно горделивым, героическим характером. Название "Нельсон" (в Англии ее также именовали "Коронационной" и "Imperial", латинское заглавие - «Месса из смутных времен») связано с блестящей морской победой знаменитого адмирала 1-3 августа, полностью уничтожившего под Абукиром французскую эскадру, которая возвращалась к берегам Франции после доставки в Египет сухопутной французской армии генерала Бонапарта. Австрия находилась в коалиции с Англией против Франции и победа Нельсона вызвала огромный общественный резонанс, не обошедший стороной и Гайдна. Через семь лет в морской битве под Трафальгаром Нельсон будет смертельно ранен, но объединенный франко-испанский флот будет полностью уничтожен и надежды Наполеона на вторжение в Англию с моря потерпят окончательный крах.

При жизни адмирала фактически посвященная ему месса прозвучала в 1801 году. Необычен ее характер и строение. Внешне композитор соблюдает традиционную последовательность частей католической мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Den), но деление на замкнутые номера (всего 12) не имеет аналога в истории музыки. Многие музыковеды даже рассматривали структуру мессы как желание Гайдна передать в музыке последовательность перипетий знаменитого сражения и - шире - ход военно-политических событий того времени. Действительно, Kyrie, например, никак не подходит на смиренную молитву, но, скорее, передает тяжесть французского ига; Benedictus, обычно наиболее светлая и умиротворенная часть мессы, здесь в особенной степени пронизан триумфальной фанфарностью и т.д.

После смерти Гайдна на протяжении всего XIX века и значительной части века ХХ "Нельсон-месса" не исполнялась и, казалось, была навсегда предана забвению. Только ХХ век, век неоклассицизма возродил интерес к шедеврам старых мастеров. Ныне "Нельсон" - одно из самых любимых слушателями, популярных и репертуарных кантатно-ораториальных сочинений великого Гайдна.

Издание из одного CD.

MCCD-007