Image Абхазия должна выйти на общеевропейский уровень

В столице Республики Абхазия состоялся концерт знаменитого академического Большого хора «Мастера хорового пения».

  Накануне концерта его художественный руководитель Лев Конторович дал эксклюзивное интервью  медиа-клубу «Айнар».


- Лев Зиновьевич, какие ваши первые, самые оригинальные впечатления от Абхазии?


- Природа потрясающая: часто мы ездим в Италию, на юг Франции – в Абхазии не хуже, а может быть даже и лучше. Затем, я уже послушал абхазское телевидение – хотелось узнать, как звучит абхазская речь, мне как музыканту это было интересно. Язык отражает мелодию, присущую тому или другому народу; мы говорим – и звучит мелодия; важны не только гласные-согласные, а интонации, у каждого народа – своя музыка в речи, это все важно для знакомства с культурой страны, которая мне очень нравится.

- Вы впервые в Абхазии?

- Да, можно сказать, впервые; в советское время, будучи в Краснодарском крае, я заехал на озеро Рица, но этот визит был таким коротким, что его можно не считать. Но я общался с абхазцами очень много, потому что работал больше тридцати лет в московском хоровом училище им.Свешникова, и у нас постоянно учились ребята из Абхазии. Естественно, они привозили народные песни, музыку, и мы слушали.

- Мы смотрели репертуар и с удивлением заметили, что там фигурирует абхазская Песня о ранении; как она попала к вам?

- Мой коллега, Судаков, тоже учился в Московском хоровом училище, он тоже был из Абхазии, его сын дал нам это произведение. И теперь нам очень приятно, что мы можем исполнить эту песню в первом же концерте, который даем в Сухуме.

- По вашему мнению, может ли Абхазия снова, как в советские времена, стать местом, где будут проводиться культурные фестивали?

- Не может, а должна – здесь имеются все предпосылки: природные условия прекрасны, филармония отреставрирована, хороший зал; традиции совместной творческой жизни сохранились, несмотря на небольшой разрыв поколений. Я думаю, что можно не ограничиваться российской аудиторией – Абхазия должна выйти даже на общеевропейский уровень, и в этом Россия может помочь. Конечно, политики порой долго раскачиваются, а нам, людям искусства, всегда проще, тем более музыкантам. Лучше всего сделать упор на классику – с привлечением и современной музыки; можно организовать традиционный ежегодный фестиваль классической музыки – я понимаю, большой аудитории не будет, но постепенно будут вовлечены все более широкие круги деятелей и любителей искусства. Думаю, что в министерстве культуры РФ настроены оптимистично, и как только от абхазской стороны будет проявлена инициатива – ответ будет быстрый и положительный.

- Вы говорите про духовную песню, духовную музыку – насколько они могут передать современному поколению историю, культуру, ментальность, наконец?

- Собственно, в вопросе содержится ответ; мы приезжали в католическую страну, в Италию – люди плачут, стоя слушают, потому что музыка – это такая поэзия звуков, она всем понятна, всем близка. В русской православной музыке Рахманинов – это удивительная вершина мировой музыки, творчество Рахманинова – воплощение человеческой души, обращение к Богу, а Бог – он для всех един, музыка и божественное – это вместе, это рядом… Тут трудно найти даже определение этого звучания – слово «очарование» не подходит, не отражает. Есть какая-то божественность звуков – у всех людей есть душа, хотя, может быть, об этом некоторые не подозревают… и когда они слушают настоящую музыку в настоящем исполнении, очень важен, конечно, уровень исполнения, – то душа у них просыпается.

- Во многих странах вы побывали с концертами до того, как посетить Абхазию?

- Очень во многих: Италия, Франция, Германия, Финляндия, Северная и Южная Корея, Япония, США. Вот, например, Южная Африка – удивительная страна, очень рекомендую посетить; во-первых, потрясающая природа – сочетание всевозможных климатических зон; во-вторых, в ней много племен и они сохраняют традиции каждого: и архитектура жилищ, и ремесла, и танцы, и пения – аборигены удивительно музыкальны…

- Вы говорили о духовности, о Боге, и немножко вскользь о современной музыке; а какое ваше отношение, скажем, к опере «Иисус Христос – суперзвезда?»

- Это очень профессиональная музыка. Конечно, совершенно другой стиль, но в каждом стиле нужно быть настоящим мастером. В своем жанре это прекрасно, и в свое время меня это вдохновляло.

- В Абхазии очень давно существует наша хоровая капелла. Абхазия пытается восстановить, сохранить для будущих поколений эти традиции (например, недавно выпущен компакт-диск); не следует ли кому-то со стороны за это взяться, воссоздать наше хоровое пение, помочь нам в этом?

- Я думаю, все это необходимо. По пути в Сухум мы проезжали через Новый Афон, видели храм, и зрелище было впечатляющим: думаю, каждый православный должен туда поехать хотя бы раз в жизни. Я знаю, что греки относятся к своей музыке очень тщательно – все, что создано в культуре, они сохраняют – так же, как храмы, так и традиции музыкальные. Ваше культурное наследие – это огромное богатство. У нас сейчас заключен договор с Белоруссией, два мальчика из этой страны учатся в московской консерватории бесплатно. Может быть. сделать что-то и с Абхазией, чтобы ваши талантливые дети могли продолжать образование у нас?
Ну и, конечно, если мы продолжим наши контакты, если кто-то нам будет присылать материалы, то мы с удовольствием включаем в наш репертуар какие-то древние абхазские распевы…