Лист Ференц

Лист Ференц

Лист Ференц

Венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. В его жизни было много славы, денег, праздности и любви. Но еще его жизнь состояла из труда, из меценатства (он всегда помогал молодым музыкантам), из учеников, с которыми бесплатно занимался до самой смерти (по последним данным их было около 300!). Кажется, что Лист был человеком абсолютной свободы и абсолютной воли. Лист без жалости расстался с пианистической карьерой в 36 лет! И это в зените славы, когда он стал «музыкальным идолом» своего поколения (ему не было равных среди современников). В 54 года принял монашеский постриг.

Рождение
22 октября 1811

Кончина
31 июля 1886

композитор
исполнитель
дирижер

Ferenc Liszt

(1811 - 1886)

Венгрия / Композитор, пианист-виртуоз, дирижёр, музыкально-общественный деятель и публицист / Романтизм / Главные жанры: программная симфоническая поэма, симфония, концерт, фортепианная музыка

В год рождения Ференца Листа небосвод осветился огненным следом кометы. «Я родился в счастливый год. Как возвестила о том великая комета, она оказалась не просто блуждающей звездой, но знаком иного мира, которому суждено было излить на меня свет и милость» – писал Лист одной из своих многочисленных учениц. Жизнь действительно была благосклонна к нему. «Маленький тщедушный болезненный ребёнок» вскоре превратился в пианиста, чья игра сводила публику с ума, и в композитора, уже в 14 лет написавшего оперу.

Молодость Листа – это время, когда в парижских салонах играл меланхоличный Шопен, а на улицах Лейпцига можно было встретить Шумана. Но Лист застал и постановку последних опер Вагнера, и премьеру «Кармен» Бизе; молодой Глазунов был знаком с маститым маэстро. Карьера Листа–виртуоза, ученика Карла Черни, была головокружительна. Концерты, которые он дал в своей родной Венгрии, были встречены как национальный праздник.

Неожиданно для всех, Лист оставляет сцену и переезжает в Веймар. Это произошло в 1848-м году. Блеск концертной эстрады, салон Жорж Санд, бурный роман с «литературной дамой» Марией д’Агу – всё это осталось позади. Лист писал: «Для меня настал момент, когда я должен буду разбить куколку моей виртуозности и выпустить свои мысли в свободный полёт, разумеется, не давая им порхать слишком высоко». В эти годы Лист почти не создаёт виртуозных фортепианных пьес – вроде Венгерских рапсодий или Трансцендентных этюдов. Он работает над симфониями, концертами, знаменитой сонатой си-минор. В те же годы появляются и его оратории – «Легенда о святой Елизавете» и «Христос», сочинение, редко звучащее в концертных залах. В 70-е годы расцвёл вагнеровский театр в Байрейте. Приехал туда и Лист, чтобы провести там последние годы жизни. В Байрейте и сейчас можно увидеть небольшую «часовню Ференца Листа».

Исторический масштаб его фигуры, безусловно, впечатляет. Он был фантастическим пианистом-виртуозом и в этом качестве завоевал буквально весь мир. Именно он стал создателем современной формы сольного пианистического выступления. Лист также  явился крупнейшим общественным деятелем своего времени, просветителем и педагогом. До конца жизни он продолжал бесплатно давать уроки и концертировать. Его перу принадлежит обширное эпистолярное наследие, критические статьи и книга о Шопене.

Лист был ярым апологетом романтической эстетики и сочинял свою музыку в соответствии с ней. Он придумал жанры симфонической поэмы и рапсодии, практически создал так называемую программную музыку, а уж если говорить о фортепианной музыке, то тут Лист предстаёт настоящим Колумбом-первооткрывателем.

Симфоническая поэма «Прелюды» – одно из самых популярных произведений Листа, которое часто можно услышать в концертной программе лучших оркестров мира. Интересно, что эта музыка была создана задолго до того, как у Листа возникла мысль соединить её с одноимённым стихотворением Ламартина. Первоначально она была задумана как вступление к мужским хорам, написанным на текст стихотворений французского поэта Жозефа Отрана «Четыре стихии» ещё в 1844 году. Спустя несколько лет Лист завершил произведение, но результат его не удовлетворил и некоторое время он его ещё перерабатывал. Уже в середине пятидесятых годов XIX века он обратился к стихотворению Ламартина и выбрал его в качестве программы для своей симфонической поэмы.  Замечу, что в лице Ференца Листа мировой программный симфонизм обрёл одного из наиболее крупных и убеждённых представителей.