Мусоргский Модест Петрович

Мусоргский Модест Петрович

Мусоргский Модест Петрович

Родился 9 (21) марта 1839 года в Псковской губернии. Композитор «Могучей кучки». Автор знаменитых опер на темы русской истории, славянской мифологии а также и на другие национальные темы, в том числе опера Борис Годунов, симфоническая поэма Ночь на лысой горе и цикл для фортепиано Картинки с выставки.

Рождение
21 марта 1839

Кончина
28 марта 1881

композитор

 

Один генерал по фамилии Леонтьев написал воспоминания (история, к сожалению, не оставила его имени — он так и остался безызвестным генералом, который написал о Мусоргском так драматично, так пронзительно, как никто другой):

«Это было в Петербурге, поздно вечером в частном доме, в небольшом интимном кружке всего из 6 -7 лиц, после обильного ужина. Среди этих лиц – бывшая дива русской оперы Леонова, знаменитый актер Горбунов и – Мусоргский. Он еще не дожил до 40 лет, а был уже дряхлеющий, болезненный на вид, все чаще и чаще искал в алкоголе утешения, подъема сил, забытья и вдохновения. Он быстро шел к своей погибели.

Мусоргский садится за рояль. Тихо звучат  первые аккорды никогда еще не слышанной нами мелодии, и Леонова уже стоит вплотную около играющего. Раздается незнакомая, хватающая за душу песня:Плывет, плывет лебедушка…

За этой песней следуют другие отрывки из «Хованщины». Внезапно Леонова замолкает — она не в силах следовать за Мусоргским, который играет  и творит  в одно и то же время. Мы все были свидетелями увлечения творческим процессом все более и более впадающего в экстаз гения. Казалось, что своей игрой он оспаривает пальму первенства у виртуоза. Наконец прозвучали последние могучие аккорды. Невозможно описать во время этой игры выражения его изменившихся полуопущенных глаз, которые он вдруг поднимал кверху — как будто искал выхода. Когда он кончил, глаза его закрылись, руки бессильно опустились. Нас всех  пронзила сильная дрожь… От чего? От напряжения? От страха? За кого? За Мусоргского? За Россию? За нас самих? Или потому, что мы увидели перед собой проявление божественной мощи в слабом и хилом человеке?»


М.П.Мусоргский принадлежит к числу тех редких художников, чье творчество являет собой образец удивительного, неповторимого своеобразия, феноменального новаторства и энергии. Один из величайших композиторов-реалистов XIX века он стремился достигнуть в своем творчестве максимального жизненного правдоподобия, бытовой и психологической конкретности образов. Великий гуманист и демократ, неутомимо стремившийся к "новым берегам" в искусстве, Мусорсгкий опередил свое время.

Мусоргский - композитор по преимуществу вокальный. Именно слово и человеческий голос были необходимы ему для воплощения своих замыслов. Он очень ясно, почти зримо представлял себе не только внутренний, но и внешний облик своих героев. В этом смысле можно говорить о театральности его художественного мышления (Ю.В.Келдыш). Наибольший простор проявлению этих характерных качеств дарования, безусловно, давала опера.

Композитор с самого начала своего пути шел к овладению оперным жанром - к созданию народной музыкальной драмы. Его вершинным творениям в этом жанре (операм "Борис Годунов" - 1869, 2 ред.-1872 и "Хованщина" - 1872-1880) предшествовал ряд произведений камерно-вокальной музыки, а также хоровые сочинения.

Хоровое творчество композитора немногочисленно: три хора с оркестром (Сцена в храме из трагедии "Эдип" Софокла, "Поражение Сеннахериба" и "Иисус Навин"), "Марш Шамиля" для хора с солистами в сопровождении фортепиано, хор жриц из неоконченной оперы "Саламбо", пять хоровых обработок народных песен для мужского хора a cappella и духовное сочинение для хора a cappella "Ангел вопияше" (авторство Мусоргского не подтверждено).

К музыке в «законченных» формах (симфонической, камерной и т.п.) Мусоргский был мало склонен. Из оркестровых произведений большей популярностью пользуются «Интермеццо», оркестровая фантазия «Ночь на Лысой горе» (материал которой впоследствии вошёл в оперу «Сорочинская ярмарка»).

Ещё одно выдающееся произведение Мусоргского — «Картинки с выставки», написанные для фортепиано в 1874 году, как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Это произведение не раз вдохновляло других композиторов на создание его оркестровых редакций, самая знаменитая из которой принадлежит Морису Равелю - одного из самых убеждённый почитателей Мусоргского.