Дебюсси Клод

Дебюсси  Клод

Дебюсси Клод

Французский композитор. Творчество Дебюсси венчает последнюю, наиболее утонченную стадию музыкального искусства целой эпохи. Он сумел преодолеть влияние вагнеровской эстетики, но при этом, привнося в музыку достижения литературы и живописи, стремился к тому же синтезу искусству, что и Вагнер.

Рождение
22 августа 1862

Кончина
25 марта 1918

композитор

Клод Дебюсси

(1862 - 1918)

Франция / Композитор /Поздний романтизм, импрессионизм, символизм и неоклассицистские тенденции / Главные жанры: опера, симфоническая музыка и фортепианная миниатюра 

В истории музыки первым импрессионистом официально считается Клод Дебюсси – один из величайших мировых композиторов. В рейтингах самых выдающихся композиторов мира всегда есть Дебюсси и часто он  бывает единственным французским композитором, туда вошедшим.

В 1887 году один критик ругал музыку Дебюсси за излишне свободное, фривольное обращение с музыкальной формой и непонятное внимание к колориту. В своей статье он назвал Дебюсси «импрессионистом». Вот так и появилась эта характеристика творчества французского маэстро, которая прочно закрепилась в массовом сознании. В творчестве любого композитора есть градации на периоды, которые зачастую отмечены стилистическими поворотами в неизведанные дали. Стиль Дебюсси на протяжении его жизни претерпел значительную эволюцию. Между ранними сочинениями Дебюсси и произведениями позднего периода существует огромная разница. Например, его юношеская симфония, написанная в пору первых посещений Москвы, выполнена в духе Брамса, или Фантазия для фортепиано с оркестром отчётливо напоминает Листа.

Эра импрессионизма в творчестве Дебюсси начинается с великой пьесы под названием «Прелюд к эклоге Малларме «Послеполуденный отдых фавна», написанной в 1894-95 годах. Ведущей творческой позицией композитора в этот период было не действие, а созерцание. Самые важные принципы симфонической музыки, накопленные опытом немецких симфонистов, Берлиозом на французской почве, были им отринуты.

Квинтэссенцией импрессионистических черт является триптих «Ноктюрны». Первый номер называется «Облака», который открывается с мотива, основанного на чередовании квинт и терций у кларнетов и фаготов. Этот первоначальный мотив Дебюсси позаимствовал у Мусоргского из песни «Окончен праздный, шумный день» (цикл «Без солнца»). Вы спросите, откуда Дебюсси знал музыку Мусоргского? Ответ в удивительном стечении обстоятельств. Будучи студентом Парижской консерватории, Дебюсси приехал в Россию в качестве пианиста для участия в домашних концертах меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, которая принадлежала в течение многих лет к числу близких друзей П. И. Чайковского. Именно эта поездка пробудила огромный интерес композитора к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни.

Есть в творчестве Дебюсси и другая сторона. Его сюита «Детский уголок» демонстрирует примечательный факт: великому и недоступному Дебюсси было совсем не чуждо увлечение джазом. Кстати, здесь еще цитируется и Вагнер, причем пародийно. Это совсем неудивительно. Дебюсси,  некоторое время преклонявшийся перед Вагнером, впоследствии вырвался из-под его оков. Вот что он сам об этом говорит: «Вагнер оставил нам разные рецепты приспособления музыки к театру, бесполезность которых будет в один прекрасный день обнаружена. То, что по особым соображениям он основал «лейтмотив – путеводитель» для тех, кто не умеет разобраться в партитуре, — прекрасно, и позволило ему скорее добиться успеха...»

В 1910-е годы в творчестве Дебюсси происходит усиление классицистских тенденций,  у него возникает интерес к музыке старых французских мастеров. И хотя в связи с Дебюсси не принято говорить о неоклассицизме,  некоторые черты этого направления, безусловно, отразились в его сочинениях.