Библиолека персон: Дебюсси Клод - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Дебюсси Клод

Дебюсси  Клод

Дебюсси Клод

Французский композитор. Творчество Дебюсси венчает последнюю, наиболее утонченную стадию музыкального искусства целой эпохи. Он сумел преодолеть влияние вагнеровской эстетики, но при этом, привнося в музыку достижения литературы и живописи, стремился к тому же синтезу искусству, что и Вагнер.

Рождение
22 августа 1862

Кончина
25 марта 1918

композитор

Клод Дебюсси

(1862 - 1918)

Франция / Композитор /Поздний романтизм, импрессионизм, символизм и неоклассицистские тенденции / Главные жанры: опера, симфоническая музыка и фортепианная миниатюра 

В истории музыки первым импрессионистом официально считается Клод Дебюсси – один из величайших мировых композиторов. В рейтингах самых выдающихся композиторов мира всегда есть Дебюсси и часто он  бывает единственным французским композитором, туда вошедшим.

В 1887 году один критик ругал музыку Дебюсси за излишне свободное, фривольное обращение с музыкальной формой и непонятное внимание к колориту. В своей статье он назвал Дебюсси «импрессионистом». Вот так и появилась эта характеристика творчества французского маэстро, которая прочно закрепилась в массовом сознании. В творчестве любого композитора есть градации на периоды, которые зачастую отмечены стилистическими поворотами в неизведанные дали. Стиль Дебюсси на протяжении его жизни претерпел значительную эволюцию. Между ранними сочинениями Дебюсси и произведениями позднего периода существует огромная разница. Например, его юношеская симфония, написанная в пору первых посещений Москвы, выполнена в духе Брамса, или Фантазия для фортепиано с оркестром отчётливо напоминает Листа.

Эра импрессионизма в творчестве Дебюсси начинается с великой пьесы под названием «Прелюд к эклоге Малларме «Послеполуденный отдых фавна», написанной в 1894-95 годах. Ведущей творческой позицией композитора в этот период было не действие, а созерцание. Самые важные принципы симфонической музыки, накопленные опытом немецких симфонистов, Берлиозом на французской почве, были им отринуты.

Квинтэссенцией импрессионистических черт является триптих «Ноктюрны». Первый номер называется «Облака», который открывается с мотива, основанного на чередовании квинт и терций у кларнетов и фаготов. Этот первоначальный мотив Дебюсси позаимствовал у Мусоргского из песни «Окончен праздный, шумный день» (цикл «Без солнца»). Вы спросите, откуда Дебюсси знал музыку Мусоргского? Ответ в удивительном стечении обстоятельств. Будучи студентом Парижской консерватории, Дебюсси приехал в Россию в качестве пианиста для участия в домашних концертах меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, которая принадлежала в течение многих лет к числу близких друзей П. И. Чайковского. Именно эта поездка пробудила огромный интерес композитора к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни.

Есть в творчестве Дебюсси и другая сторона. Его сюита «Детский уголок» демонстрирует примечательный факт: великому и недоступному Дебюсси было совсем не чуждо увлечение джазом. Кстати, здесь еще цитируется и Вагнер, причем пародийно. Это совсем неудивительно. Дебюсси,  некоторое время преклонявшийся перед Вагнером, впоследствии вырвался из-под его оков. Вот что он сам об этом говорит: «Вагнер оставил нам разные рецепты приспособления музыки к театру, бесполезность которых будет в один прекрасный день обнаружена. То, что по особым соображениям он основал «лейтмотив – путеводитель» для тех, кто не умеет разобраться в партитуре, — прекрасно, и позволило ему скорее добиться успеха...»

В 1910-е годы в творчестве Дебюсси происходит усиление классицистских тенденций,  у него возникает интерес к музыке старых французских мастеров. И хотя в связи с Дебюсси не принято говорить о неоклассицизме,  некоторые черты этого направления, безусловно, отразились в его сочинениях.