Асафьев Борис Владимирович

Асафьев  Борис  Владимирович

Асафьев Борис Владимирович

Советский музыкальный академик...

Рождение
29 июля 1884

Кончина
27 января 1949

педагог
композитор

Крупнейший музыкальный ученый нашей страны, разносторонне эрудированный исследователь, талантливый композитор, писатель, педагог и общественный деятель, он был первым и единственным академиком среди отечественных музыковедов, первооткрывателем во многих областях истории и теории музыки. 

Почти вся его жизнь, за исключением пяти послевоенных лет, тесно связана с родным для него Санкт-Петербургом — колыбелью русской революции, которая сыграла решающую роль в идейном становлении музыканта, разделив его жизнь ровно пополам. Музыкой он занимался самостоятельно с детства. Затем учится в Петербургском университете на историка-филолога и параллельно — композиции в консерватории у Анатолия Лядова. Большую роль играет общение с видными деятелями культуры России: Стасовым, Репиным, Римским-Корсаковым, Прокофьевым.

В годы Первой мировой войны появляются первые сочинения Асафьева — оперы, балеты, романсы, а также критические статьи, которые он с тех пор подписывает литературным псевдонимом Игорь Глебов. Но наивысшую активность его деятельность приобретает после 1917 года. Он с энтузиазмом включается в культурное строительство молодой Республики Советов — создает музыкальные отделы в Наркомпросе и Институте истории искусств, открывает впервые музыковедческий факультет в консерватории, для которого разрабатывает новые учебные планы и программы; участвует в создании Ленинградской филармонии, привлекая туда таких ярких лекторов, как Андроников и Соллертинский, и Ассоциации современной музыки (АСМ), продвигавшей новейшие сочинения  зарубежных и советских композиторов: Рихарда Штрауса, Пауля Хиндемита, Арнольда Шёнберга, Игоря Стравинского, Александра Мосолова и других.

В 1930 году, после распада Ассоциации, Асафьев пишет один из своих капитальных научных трудов —  «Музыкальная форма как процесс», где обосновывает теорию интонации, главного смыслового носителя в музыке. Значительное внимание ученый уделяет творчеству отечественных авторов — Глинки, Чайковского и даже инструментует оперу Мусоргского «Хованщина». В это же время он создает свои самые известные балеты «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан» и «Утраченные иллюзии», а также многие другие симфонические, камерные и вокальные сочинения. Интенсивная работа продолжается и в годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде, откуда его эвакуируют в Москву только в 1943-м. Тогда же он, будучи уже народным артистом СССР, получает и высокое звание академика Академии наук СССР.

В столице Асафьев не прекращает трудиться, несмотря на подорванное в период блокады здоровье. В 1948 году на Первом Всесоюзном съезде советских композиторов его избирают председателем правления Союза композиторов СССР, но, как оказалось, совсем ненадолго. Он умер в начале следующего года, в возрасте 64 лет и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Анатолий Лысенков

 

Фото: https://persons-info.com/userfiles/image/persons/0-10000/1000-2000/1492/ASAFEV_Boris_Vladimirovich_4.jpg

 

Коротко о музыканте:

- Мясковский посвятил своему другу и консерваторскому соученику Асафьеву Третью симфонию (1914), написанное им перед призывом на фронт Первой мировой войны.

- В фантастическом романе «Альтист Данилов» Владимира Орлова упоминаются крылатые слова Асафьева: «Техника есть умение делать то, что хочется. Но на всякое хотение есть терпение...» Другой асафьевский афоризм из книги «Музыкальная формы как процесса»: — «Гармония — это застывшая лава полифонии».

- В честь Асафьева названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Она проходит от улицы Композиторов до проспекта Энгельса. Его же имя в 2011 году присвоено московской ДМШ № 56, расположенной в Пролетарском районе Южного административного округа столицы.

- Либретто оперы Асафьева «Минин и Пожарский» было написано знаменитым советским писателем Михаилом Булгаковым.

- После смерти Асафьева председателем Союза композиторов СССР стал Тихон Хренников, бывший до этого первым секретарем правления организации. Хренников руководил ей более полувека, до распада Советского Союза в 1991 году.

- Самые популярные балеты Асафьева «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» до сих пор не сходят со сцен ведущих российских театров — Большого, Михайловского и многих других.