Барбер Сэмюэл

Барбер Сэмюэл

Барбер Сэмюэл

Он не основал своей композиторской школы, не придерживался одного стиля, всегда оставался в стороне от споров вокруг американской музыки. Он просто писал музыку, которая звучала у него в голове.

Рождение
09 Марта 1910

Кончина
23 Января 1981

композитор

Сэмюэл Барбер

(1910 - 1981) 

США / Композитор / Поздний романтизм, символизм, неоклассицистские черты / Главные жанры: концерт, симфоническая музыка, музыкальный театр

Сэмюэл родился 9 марта 1910 года в Уэст-Честере, штат Пенсильвания. Он не был вундеркиндом, но уже в раннем возрасте обнаружил явный композиторский дар.  В десять лет он пытался написать свою первую оперу. Его судьба была предрешена - поступление в Институт Кёртиса (Филадельфия) навсегда связало его жизнь с музыкой. Он активно постигал азы композиции, играл на рояле и дирижировал местным студенческим оркестром, а также обнаружил выдающиеся вокальные способности. Послушать его звучный баритон в сольном концерте собирались толпы сокурсников. 

С сокурсниками в Институте Кёртиса ему несказанно повезло, а может быть наоборот,  - им с ним. В это же время готовились стать властителями душ Джанкарло Менотти, Леонард Бернстайн. С Менотти Барбера связала многолетняя дружба и профессиональное сотрудничество. На его либретто написана опера Сэмюэла "Ванесса", за которую, кстати, Барбер получил престижную Пулитцеровскую премию. "Ванесса" считается лучшей оперой американского композитора, её музыка по-романтически мелодична, а изображаемые страсти восходят к веристскому театру. Вместе с Менотти Барбер создал ещё одно произведение - камерную оперу "Партия в бридж". В воспоминаниях людей, знавших Барбера лично, он стался верным другом и фантастическим собеседником.

Музыка Барбера отличается интереснейшим сплавом позднеромантических и неоклассицистских тенденций. В условиях бурного развития второй волны авангарда его искусство для современников выглядело прелестным анахронизмом. К примеру, музыкальный критик Эшли Петтис из "Нью-Йорк Таймс" упрекал великого Артуро Тосканини за исполнение Адажио для струнных Барбера, хотя сегодня это едва ли не самое цитируемое и часто исполняемое произведение американского автора. Это сочинение исполнялось на похоронах Рузвельта в 1945 году. К слову, он свободно читал Пруста на французском языке, Гёте - на немецком, а Данте - на итальянском. Этот человек обладал энциклопедическими знаниями в области литературы, живописи, архитектуры.

Барбер никогда не стремился подражать кому-то, принадлежать какой-то композиторской школе. Он навсегда остался верен своему стилю, почти полностью сформировавшемуся в институтские годы. В позднем творчестве Барбер экспериментировал с некоторыми гармоническими и ритмическими приёмами, свойственными музыке XX века, однако, это существенно не изменило облик его сочинений. Он всегда оставался в русле тональной системы.

В 1935 году он получил возможность учиться в Американской Академии в Риме, где он сочинил и исполнил свою Первую симфонию в одно движение. Несколькими годами позже Барбер сам стал музыкальным консультантов в Академии. В 1940 году композитор написал вдохновенный и романтический Концерт для скрипки, а в 1942 Второе эссе для оркестра. Вскоре он и Менотти купили дом. Все крупные музыкальные произведения Барбера до 1974 года были написаны именно в этом доме.

Когда началась Вторая мировая война Сэмюэл Барбер пошёл служить в военно-воздушные силы США и демонстрировал отвагу и доблесть сильной личности. Впечатления от сражений нашли своё отражение во Второй симфонии, а радость победы вылилась в знаменитый Марш, который принёс Барберу не только ещё большую известность, но и благосостояние.

Его жизнь вплоть до злосчастной катастрофы с монументальной оперой "Антоний и Клеопатра" была цепью побед и свершений. В 1966 году должно было произойти торжественное открытие нового здания Метрополитен-опера. Именно к этому событию и была приурочена трёхактная опера Барбера на сюжет Шекспира и либретто Дзефирелли, который выступил режиссёром постановки. С первых же минут сотрудничества между композитором и постановщиком возникли разногласия. Дзефирелли хотел видеть на подмостках MET весь Египет, в то время как Барбер стремился показать в своей опере лирическую осень чувств двух знаменитых любовников.  В итоге произошло непоправимое. Во время репетиций из-за перегруженности декорациями произошло частичное обрушение сцены. Успеха новая масштабная опера композитора, в отличие от «Ванессы», не имела. Композитор подвергся уничтожающей критике. Сам он отвечал на нападки и обвинения в несовременности так: "Неужели каждая современная опера, написанная здесь и сейчас, должна звучать как Воццек?"

Тем не менее, Сэмюэл Барбер остаётся одним из самых исполняемых американских композиторов, наряду с Аароном Коуплендом и Джорджем Гершвиным. Первыми исполнителями его сочинений становились величайшие музыканты того времени: Владимир Горовиц, Джон Браунинг, Марта Грэм, Артуро Тосканини, Дмитрий Митропулос, Бруно Вальтер, Леопольд Стоковский.

Композитор был удостоен множества престижных наград, а его лирическое Адажио для струнных  стало одной из самых узнаваемых и любимых композиций, цитируемых в кино ("Взвод", "Человек-слон", "Север", "Масло Лоренцо").