Оффенбах Жак

Оффенбах Жак

Оффенбах Жак

"Моцарт Елисейских полей"

Рождение
20 июня 1819

Кончина
04 октября 1880

композитор
дирижер

Родоначальник французской оперетты, мастер комедийного жанра, тонкий лирик и виртуоз-виолончелист.

За свою жизнь Оффенбах достиг высокого мастерства игры на виолончели, создал множество романсов и опер, но основой его творчества стала оперетта. В этот жанр, традиционно предназначенный для развлечения, композитор вносит социальную остроту и превращает её в пародию на жизнь современного ему Парижа.

Жак Оффенбах появился на свет в семье кантора синагоги Исаака Эбершта. За несколько лет до рождения сына Исаак меняет фамилию на Оффенбах – в честь своего родного города, Оффенбах-на-Майне. Жак с самого детства проявляет впечатляющие музыкальные способности, играет на скрипке и виолончели. Также сочиняет музыку и даёт концерты в составе семейного трио (его брат и сестра – тоже талантливые музыканты).

В 1833 году Жак уезжает из родного Кёльна в Париж и поступает в консерваторию. Финансовые трудности не позволяют юному музыканту завершить обучение, но он всё равно становится виртуозным виолончелистом. Он часто гастролирует по европейским столицам. В основном, это сольные концерты – они приводят публику в восторг, Его энергия, талант и вера в успех кажутся неиссякаемыми. На одном из концертов, в знак особого признания таланта молодого исполнителя, ему аккомпанирует Ференц Лист. Позднее Оффенбах сыграет и с другими выдающимися музыкантами – среди них Антон Рубинштейн и Феликс Мендельсон, а его знакомство с Иоганном Штраусом перерастёт в настоящую дружбу.

В Париже Оффенбах долгое время работает дирижёром в различных музыкальных театрах, а в 1855 году осуществляет свою давнюю мечту и открывает собственный театр «Буфф-Паризьен». Там он, наконец, получает желанную творческую свободу и возможность развернуть свой талант в полную силу. В своём театре Оффенбах – не только композитор, но и дирижёр, режиссёр-постановщик, антрепренёр и соавтор либретто. Он насыщает спектакли тонким остроумием и красочной музыкой,  постановки быстро набирают популярность. Вскоре практически весь Париж напевает  мелодии Оффенбаха, его маленький театр на Елисейских полях становится излюбленным местом столичной публики.

Первый грандиозный успех композитору приносит оперетта «Орфей в аду». Это ярчайший пример пародийного спектакля, где черты серьёзной оперы автор выворачивает наизнанку. Оффенбах смешивает античный сюжет с хлёсткой пародией на современность, а в музыке совмещает классические мотивы с канканом и галопом. Поначалу, это сбивает зрителей с толку – жанр спектакля им непонятен, критики пишут неоднозначные рецензии. Ритмов, подобных галопу «Орфея», не знали композиторы прошлых лет. Их сравнивают с движением локомотивов и скорострельным оружием. Взрыв популярности «Орфея в аду» приходит, как ни странно, после разгромной рецензии известного критика Жюля Жанена. Она становится для оперетты блестящей рекламой.

Вслед «Орфеем» Оффенбах ставит оперетты «Женевьева Брабантская», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Перикола». Известность композитора распространяется за пределы Франции. Особая популярность приходит к нему в Вене и Петербурге.

Слава Оффенбаха достигает апогея на Парижской Всемирной выставке 1867 года. Маленький зал «Буфф-Паризьен» с трудом вмещает многочисленных гостей, среди которых короли Португалии, Швеции, вице-король Египта, сын королевы Виктории (будущий Георг III) и император Александр II.

Блестящую карьеру Жака Оффенбаха прерывает франко-прусская война. Его оперетты сходят со сцены, постановки молодых авторов затмевают былой успех мастера. В 1875 году композитор объявляет о банкротстве и уезжает в Америку. Там музыкант гастролирует и продолжает писать. Его новые оперетты «Путешествие на Луну» и «Мадам Аршидюк» идут в театрах с успехом. Однако достичь уровня популярности «Орфея» им было не суждено. 

В конце 1870-х композитор возвращается во Францию. Над своим последним произведением Оффенбах работает в Париже уже будучи неизлечимо больным. Оперу «Сказки Гофмана» он называет делом своей жизни. В ней находит отражение романтическая тема о недостижимом идеале; хоть сказки светлые и радостные, от них всё равно веет печалью. Премьеры автор так и не увидел. Жак Оффенбах скончался 5 октября 1880 года.

«Сказки Гофмана» впервые появились на сцене год спустя, в 1881, но настоящий успех обрели лишь в постановке 1905 года и  заслуженно вошли в ряды шедевров мировой классики.

Анна Чичагова

 

Коротко о музыканте

Жак Оффенбах – французский композитор, однако родился он в Кёльне. Отец композитора, Исаак Эбершт, поменял свою фамилию на Оффенбах незадолго до рождения сына;

Популярность пришла к юному музыканту благодаря концертным выступлениям – он мастерски играл на виолончели, и публика обожала молодого виртуоза;

Как виолончелист Оффенбах выступал с Феликсом Мендельсоном, Ференцем Листом и Антоном Рубинштейном;

Первая постановка «Орфея в аду» не принесла автору успеха – зрители не поняли оперетту, а критики писали неоднозначные рецензии. Всплеск интереса к «Орфею» появился у публики после разгромной статьи в популярном журнале – она стала блестящей рекламой;

Последнее произведение Жака Оффенбаха – «Сказки Гофмана» – артисты долгое время считали проклятым. Первым постановкам не везло, а в Венском оперном театре во время спектакля даже вспыхнул пожар, в котором погибли несколько человек. Новую жизнь «Сказки» обрели лишь в XX веке.

 

 



Жак Оффенбах (1819 - 1880)

Франция / Композитор, виолончелист / Французская лирическая опера, романтизм / Главные жанры: оперетта, вальсы, опера

Музыка Жака Оффенбаха – это квинтессенция Франции, а точнее Парижа. В его арсенале оперетт даже есть одна под названием «Парижская жизнь». Звание основоположника жанра оперетты он разделил с другим композитором – Эрве, настоящее имя которого Флоримон Ронже. В 1854 году Эрве открывает маленький театр «Фоли нувель», а год спустя и Оффенбах уже зазывает театралов в «Буфф-Паризьен». Они ставят целый ряд оперетт, открывая тем самым золотую страницу в истории жанра. Уильям Теккерей как-то сказал об Оффенбахе: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».

Не обольщайтесь, Оффенбах  - не легкий композитор в уничижительном смысле этого слова. Он -  настоящий мастер, гениально одаренный и необыкновенно работоспособный. В отличие от Штрауса Оффенбах успел написать более 100 оперетт. Конечно, не все они выжили, но многие до сих пор успешно ставятся. Оффенбаху невероятно повезло с либреттистами. Большую часть своих оперетт он написал в сотрудничестве с двумя авторами – Мельяком и Галеви, теми самыми, что ответственны за либретто оперы «Кармен» Бизе.

К сочинению Оффенбах относился с такой же легкостью, как и к жизни. По наблюдению Сен-Санса, его партитуры кишели микроскопически мелкими нотами, которые прошмыгивали по бумаге, как мушиные лапки, и в спешке едва к ней прикасались. Оффенбах не любил одиночества. Даже музыку он сочинял там, где было много людей. По словам исследователей: «Воображение Оффенбаха пробуждало людское бурление».

Многие его сочинения мы просто не знаем, так как всё затмили оперетты. Например, его Концертное рондо для виолончели с оркестром - виртуозное произведение, наполненное остроумной, искрящейся музыкой. Оффенбах был виолончелистом по своей первой специальности. Это рондо он написал для себя приблизительно в 1850 году в возрасте тридцати лет. Он тогда ещё не был прославленным автором оперетт и жил на доходы от уроков и концертов. Но что это были за концерты! Он умел извлекать из своего инструмента невообразимые звуки, подражал храпу обывателя, визгу кошки и даже имитировал полёт шмеля задолго до Римского-Корсакова.

Рукопись Концертного рондо была обнаружена в 1983 году музыковедом Антонио де Алмейда, и тогда же впервые была сделана запись виолончелисткой  Офрой Харной. Мало кто знает, что Оффенбах вообще писал инструментальную музыку. Не знали об этом даже близкие к композитору люди. Хотя случалось, что он писал и на заказ. Так, например, был сочинён вальс «Американский Орел», который практически никому неизвестен. Его рукопись нашлась в библиотеке Стенфордского университета. Эта пьеса была написана для известного американского корнетиста того времени Джулиуса Леви. Оффенбах написал её во время своего концертного тура по США в 1876 году.

Говоря об Оффенбахе, мы часто не отдаем себе отчета, что он родился в 1819 году, то есть тогда, когда ещё был жив Бетховен, Шуберт был совсем молодым, а до рождения Брамса оставалось целых четырнадцать лет. Почему-то создаётся ощущение, что Оффенбах жил гораздо позже, что его творчество пришлось на конец XIX века.  Он отошел от общепринятого стандарта и стал сознательно писать исключительно легкую музыку. Хотя как мы видим на примере виолончельного рондо сочинять крупные серьёзные произведения он умел. Оффенбах сочинял музыку упорно и непрестанно, даже тогда, когда не сочинял ее. Он весь будто состоял не только из мотивов, он больше, чем кто-либо, состоял из нервов. Покой ему был противопоказан.

Оффенбах написал довольно большое количество вальсов, маршей и полек, но по-настоящему знаменитым стал его канкан. На самом деле композитор написал музыку «инфернального галопа», который в его оперетте «Орфей и Эвридика» исполняли, кто бы мог подумать – Боги! Сам же танец появился гораздо раньше. Все знают, что танцевальное движение, характерное для канкана - одновременное задирание женских ножек. Этот элемент пришёл из кадрили парижских рабочих кварталов. Канкан, который уже жил своей жизнью как зажигательный танец, прекрасно «лег» на музыку композитора. В этой оперетте Оффенбах спародировал не только древний и всем известный миф об Орфее и Эвридике, но и одноимённую оперу Глюка. Газеты писали: «Таким путем можно прийти к подрыву всех авторитетов и культурных ценностей». Однако аура скандала только привлекала публику, обеспечивая бесконечные аншлаги.

В творческой копилке Жака Оффенбаха есть безусловный шедевр – опера «Сказки Гофмана». Маэстро по праву считается французским композитором, но на самом деле он родился в немецком городе Кёльн. Возможно, именно немецкие корни заставили его обратиться к Гофману, произведения которого в Германии почитают как национальное сокровище. В союзе с либреттистами Жюлем Барбье и Мишелем Карре композитор обратился к трем сочинениям Гофмана: кукла Олимпия из первого акта заимствована из новеллы «Песочный человек», содержание второго, венецианского акта, где царит куртизанка Джулия,  взято из рассказа "Сказка о потерянном изображении", а последний акт с больной Антонией взят из новеллы "Советник Креспель", входящей в цикл "Серапионовы братья". Примадонна, пославшая поэту Гофману письмо, назначающее свидание, не является ли отражением всех трех героинь, вызвавших несчастливую любовь героя? Автор чувствовал своё сходство с гофмановским главным героем. Он описывал свой путь, свои разочарования, свою судьбу. Опера «Сказки Гофмана» — это музыкальное завещание композитора, его «лебединая песнь».

В этой музыке Оффенбах осуществил мечту всей своей жизни и сумел доказать, что он может писать и серьезную музыку. Правда, все признали это только после его смерти. В музыке этой оперы чувствуется рука мастера, уверенного профессионала, настоящего театрального маэстро. В этой опере есть гораздо больше, чем просто театр. Там есть мистика, удивительная лирика, и настоящие оперные хиты.

Оффенбах в легкой музыке умел оставаться серьезным, а в серьезной – простым. И это удивительное его свойство, которым мало кто в мире владел. «Сказки Гофмана» - это уникальное преодоление судьбы и стиля.