Кунау Иоганн

Кунау  Иоганн

Кунау Иоганн

Выдающийся немецкий композитор, виртуозный органист и талантливый литератор, провидец будущих музыкальных свершений. "В торжествующей безмятежности такого музыканта, как Кунау, занимала своё место и идея о будущем назначении немецкого искусства и как бы предчувствие его великого преемника - Иоганна Себистьяна Баха" /Ромен Роллан/

Рождение
06 апреля 1660

Кончина
05 июля 1722

исполнитель
композитор

Иоганн Кунау

Германия

Композитор, органист, писатель и музыковед

Позднее барокко

Главные жанры: клавирная соната, духовная кантата

Является ли непреложной истиной следующее утверждение: чем меньше времени композитор тратит на сочинение музыкального произведения, тем хуже финальный продукт? Ответ в каждом случае сугубо индивидуален – возьмите, например, Иоганна Кунау, ситуация у которого прямо противоположная. Ходили легенды о быстроте музыкальной мысли и гипнотической силе духа этого человека.

Загадочным флёром окутана судьба его творческого наследия. Вся светская вокальная музыка Кунау утрачена, однако многие его духовные произведения сохранились. Таинственный предшественник Баха на посту кантора церкви Святого Фомы и городского муздиректора Лейпцига, мастеровитее других интегрировал звучание Италии, Франции и Англии в контекст немецкой музыки.  Его композиторское творчество фокусирует наиболее важные устремления эпохи. Еще при жизни Кунау высоко почитался и ценился современниками. И. Маттезон утверждал, что он не знает себе равных «как славный органист, как высокообразованный человек, как великий музыкант, композитор и дирижер хора». И.А. Шайбе считал его вместе с Р. Кайзером, Г.Ф. Телеманом и Г.Ф. Генделем «одним из четырех наиболее великих немецких композиторов своего времени».

Кунау интересен тем, что не остался в стороне ни от одного «глобального вопроса» современной ему музыкальной жизни.  Литературное наследие  Иоганна Кунау составляют не только сугубо музыкально-теоретические трактаты, в которых затрагиваются проблемы лада, гармонии, композиции, но и художественные сочинения, изобилующие хитрыми ритмическими сбивками и остроумной сатирой. Кунау выводит вопросы музыки на страницы общедоступного романа одним из первых в немецкой литературе.  Герои его «Музыкального  шарлатана» обсуждают особенности музыкальных жанров и исполнительского искусства, дискутируют о роли музыки и «истинном музыканте-виртуозе».

Универсальность мышления Кунау позволила ему из локальной легенды обратиться в выразителя духа бурного времени и в музыкальном творчестве. В наследии Кунау весьма заметное место занимают вокальные жанры, включающие в себя мотеты, оды, кантаты, мессу, магнификат и «Страсти по Марку».  Крепкой опорой на протестантский хорал в духовных сочинениях, претворением своеобразной ауры пиетической поэзии XVII века, тяготением к камерности звучания характеризуются эти опусы. Между тем Кунау по-своему явился завершителем бытовавшей тогда вокально-инструментальной тенденции, вплотную подведя ее к феномену своего преемника – И.С. Баха. Хронологически последнее крупное вокально-инструментальное сочинение Кунау «Страсти по Марку» прозвучало впервые в Лейпциге всего за один год до премьеры баховских «Страстей по Иоанну».

Наиболее значительный интерес в наследии композитора объективно представляют сборники клавирных сочинений. При жизни Кунау были опубликованы 4 сборника его произведений для клавира: «Новые клавирные упражнения в двух частях», включающие по 7 сюит в мажорных и минорных тональностях,  «Свежие клавирные фрукты или семь сонат с хорошими изобретениями и манерами» (1695), «Музыкальное представление некоторых библейских историй в шести сонатах, исполняемых на клавире» (1700), которые пользовались широкой известностью. В них композитор изображает эмоциональные состояния, возникающие при чтении отдельных библейских глав. Кунау воплощает замысел изобретательно, с использованием богатого арсенала технических возможностей инструмента. В каждом сборнике Кунау строго следовал поставленной цели, получавшей развернутое обоснование в масштабных авторских предисловиях. Весьма показательно, что композитор выделяет из всех музыкальных инструментов того времени именно клавишные, интуитивно предвидя скорый расцвет клавирного и фортепианного искусства. Ощущая недостаток клавирной литературы, автор «Свежих клавирных фруктов» пророчески предсказал значение жанра, который в течение последующих двухсот с лишним лет будет считаться определяющим в клавирном и фортепианном искусстве - жанр клавирной сонаты.

Кунау принадлежит приоритет в создании сонатного цикла для клавира. Осознавая необходимость некоего обобщающего жанра, в котором могли бы во всей полноте проявиться возможности музыкального мышления той эпохи, композитор логически подходит к этому нововведению, аргументирует его актуальность, создавая в клавирной литературе несюитный аналог инструментального цикла.

К сюите Кунау испытывал постоянный творческий интерес. В течение своей композиторской деятельности он неустанно работал над этим жанром, углубляя ее содержание и отшлифовывая формы. В музыке предбаховского времени можно видеть, как в старинных танцах постепенно утрачивались связи со своими первоисточниками. У Кунау этот процесс «отрыва» особенно заметен; от танца у него остается лишь характер движения и некоторые ритмические особенности, которыми композитор пользуется в высшей степени свободно и индивидуально.

Клавирные сборники Кунау являются своего рода энциклопедией приемов, жанров и форм XVII - середины XVIII вв. Старинные танцы, почти все виды вариаций, хоральные обработки, сложнейшие имитационно-полифонические структуры и совершеннейшие фуги - все это можно встретить в его партитах. Они словно аккумулируют музыкальную лексику того времени, делая ее базовой для гениальных последователей - Баха и Генделя.

За истекшие три столетия жизнь и творчество Кунау освещались в музыковедческой литературе с разной степенью подробности. Литературные труды самого композитора, а также свидетельства современников стали основой для последующего изучения его творчества. Зимой 1717/1718 года Кунау откликнулся письмом на просьбу Иоганна Маттезона, собиравшего материалы для статьи о композиторе в "Grundlagen einer Ehrenpforte" («Основание Врат Чести»). Сразу после смерти Кунау в лейпцигских периодических изданиях были помещены два некролога, в которых дается высокая оценка деятельности композитора на посту кантора церкви св. Фомы в Лейпциге. Далее в кунауведении наступает значительная пауза, лишь эпизодически прерываемая упоминаниями о композиторе в энциклопедических словарях и сборниках биографий. Эти краткие заметки нередко пестрели опечатками и фактологическими ошибками, которые, к сожалению, перекочевали в некоторые работы последующих лет.

В XIX столетии интерес к наследию композитора возрастает. Это было связано с зарождением научной музыковедческой мысли в Германии и деятельностью таких выдающихся исследователей, как Ф. Шпитта (1841-1894), Фр.Кризандер (1826-1901), Г. Кречмар (1848-1924). В многочисленных трудах XIX- начала XX веков, фигура Кунау рассматривается сквозь призму истории музыки в целом, так и узкоспециальных вопросов, например, программности, теории аффектов, инструментальных жанров XVII столетия. Однако в большинстве работ содержится в основном анализ клавирных сонат Кунау, тогда как сюитные циклы и по сей день остаются без должного внимания исследователей.

Творческий облик Кунау даже спустя три столетия не утратил своей притягательности. Его странная, пропитанная вибрациями высших контуров сознания музыка и эстетические воззрения остаётся интересной не только с точки зрения предвосхищения Баха и Генделя, но и как яркое самоценное явление. Уникальное сочетание универсальных качеств дарования, позволившее композитору совершить значительные открытия и предугадать важные перспективы музыкально-исторического процесса, ставят его на особое место в истории западноевропейской музыки.