Кондрашин Кирилл Петрович

Кондрашин Кирилл Петрович

Кондрашин Кирилл Петрович

Советский дирижёр, народный артист СССР.

Рождение
06 марта 1914

Кончина
07 марта 1981

дирижер

Почти полвека Кирилл  Кондрашин посвятил профессии дирижёра. Он  имел все возможные для музыканта звания, многократно удостаивался высоких наград и премий, снискал любовь и уважение как слушателей, так и коллег. Мировые звёзды охотно сотрудничали с ним, а публика неизменно заполняла залы во время его выступлений.

Еще будучи студентом Московской консерватории, где его педагогом был прославленный  Борис Хайкин,   Кондрашин дебютирует как дирижер в Московском Музыкальном театре имени Немировича-Данченко, а по окончании учебы получает приглашение работать в Ленинградском Малом оперном театре, где осуществляет целый ряд ярких премьер классического и современного репертуара. Параллельно с работой в театре начинается и концертная деятельность Кондрашина. В 1943 году из эвакуации возвращается Большой театр, и дирижер на долгие годы связывает свою творческую жизнь с Москвой – ставит новые спектакли, выступает как симфонический дирижер, начинает преподавать в Московской консерватории, возглавляет жюри Всесоюзных дирижерских конкурсов.     

С 1956 года, покинув Большой театр, Кирилл Кондрашин занимается исключительно концертной деятельностью. С оркестрами под его управлением выступали все советские звезды тех лет – Рихтер, Гилельс, Ростропович, Ойстрах, Коган. На Первом Международном конкурсе имени Чайковского он сопровождал финальное выступление Вана Клиберна, а их последующая совместная запись 3-го концерта Рахманинова была удостоена в 1960 году премии «Грэмми».    

Пожалуй, самый плодотворный период в карьере Кондрашина связан с Симфоническим оркестром Московской филармонии. Кирилл Петрович возглавлял коллектив пятнадцать лет – с 1960 по 1975 годы. Это время можно по праву считать периодом творческого расцвета и самого дирижёра, и оркестра. Под управлением Кондрашина этот коллектив  достиг уровня лучших мировых оркестров, овладел поистине безграничным репертуаром, осуществил ряд масштабных монографических циклов, посвященных, в частности,  сочинениям Малера (за пропаганду творчества которого в 1974 году он был удостоен Золотой медали Международного общества Малера) и Шостаковича – Кондрашин стал первым дирижёром, который исполнил цикл из всех пятнадцати симфоний композитора, причём две из них (Четвёртая и Тринадцатая) впервые прозвучали под его управлением.

Кондрашина высоко оценили и за пределами Советского Союза. Дирижёр много гастролировал, в Голландии, Великобритании, стал первым советским дирижёром, выступившим в Соединённых Штатах Америки. 

Но чем больше Кондрашин  бывал за границей, тем более очевидными и невыносимыми, по словам Кирилла Петровича, становились для него рамки, ограничивающие его творческую свободу в Советском Союзе.

«Я больше не в силах жить в условиях постоянных творческих унижений и ограничений. Я считаю себя достойным не меньше, чем Рихтер или Кремер иметь право свободного выезда. Если же в этом отказывают, у меня нет другого выхода… Я знаю, что в моем возрасте и с моими болезнями моя новая жизнь не продлится долго, и все же решаюсь на этот шаг» – пишет Кондрашин своей супруге в прощальном письме.

Потрясающее  исполнение Восьмой симфонии Шостаковича в Амстердаме стало последним в карьере Кондрашина как советского музыканта. В 1978 году он принимает невероятно сложное для себя решение эмигрировать в Голландию. К тому времени Кондрашина уже неоднократно приглашали возглавить голландский оркестр «Концертбау» и он согласился. В 1981 году музыкант должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио, однако скоропостижно умер от инфаркта 7 марта 1981 года. Три года спустя его именем был назван Международный конкурс молодых дирижеров в Амстердаме.

Анна Чичагова

 

 


 

Пять фактов о Кирилле Петровиче Кондрашине:

1. Обожал музыку Шостаковича и был другом композитора;

2. Кирилл Кондрашин стал первым советским дирижёром, который выступил в Соединённых Штатах – солистом  был победитель Первого конкурса имени Чайковского Ван Клиберн;

3. Оркестры под управлением Кондрашниа не раз становились первыми исполнителями произведений композиторов ХХ века.

4. В конце 1978 года эмигрировал в Голландию.

5. С 1984 в Амстердаме проводится Международный конкурс молодых дирижёров имени Кирилла Кондрашина.

 


 

Дирижер, как говорил Кирилл Петрович, - не диспетчер, регулирующий движение, и существует для более высоких задач. По мнению Кондрашина, профессия дирижера - это профессия второй половины жизни человека».

Критерии, которые Кондращин предъявлял дирижеру, просты и, прежде всего, обращены к себе. Вот наиболее важные:

• Дирижер обязан быть актером

• Дирижер, как ни один из исполнителей, должен быть универсален

• Дирижер обретает право подняться на сцену только после того, как им будет создана своя интерпретация, своя концепция исполняемого сочинения.

А показателем уровня дирижерской культуры маэстро считал исполнение Бетховена. При этом вкус музыканта допускал конфликтное обращение со стилем венского классика. Похожих взглядов придерживался, например, и Гидон Кремер. В скрипичном концерте Бетховена он исполнял каденцию Шнитке, - а ведь в ней слышны интонации не только Бетховена, но и Брамса, и Паганини.