Вертинский Александр Николаевич

Вертинский Александр Николаевич

Вертинский Александр Николаевич

9 (21) марта 1889 — 21 мая 1957. В своем стиле Вертинский создал не только неповторимый, совершенно новый для того времени сценический образ, но и выразил в нем внешне эстетику и суть декаданса...

Рождение
21 марта 1889

Кончина
21 мая 1957

композитор
певец / певица
исполнитель

 

Несмотря на свою краткую карьеру (менее четырех лет) и долгое отсутствие в стране – Вертинский не только не был забыт, но и превратился в символическую легенду дореволюционной российской эстрады.

В своем стиле он создал не только неповторимый, совершенно новый для того времени сценический образ, но и выразил в нем внешне эстетику и суть декаданса. Это был субтильный, утонченный, бесконечно печальный  Пьеро, в песнях которого постоянно звучали мотивы небытия и смерти, настроения безнадежности и упадка, сюжеты безответной любви… Но такова была жизнь самого артиста. Как позже он скажет: «Разве я мог бы „выдумать" мои песенки, если бы я не прошел трудную и тяжелую жизненную школу, если бы я не выстрадал их…».

Главной трагедией его жизни стала неумолимая тоска по Родине. Эта тема то и дело возникала в его творчестве после 1920 года. Не приняв революцию, Вертинский эмигрировал из России и уехал в Европу. С этого дня ностальгия стала его музой. Теперь артист стоял перед публикой одетый в черный фрак, ослепительно белую манишку и лаковые туфли. Культ утонченного эстетизма и тяготение к безграничному индивидуализму стали, своего рода, выражением неприятия окружающей реальности, отрывом от действительности…

Его маленькие песни-новеллы назывались «ариетками», или «печальными песенками Пьеро». «Персонажи этих песен: клоуны и кокаинистки, танцовщицы кабаре и кинозвезды, капризные дамы в шикарных манто и бродяги, артисты и сутенеры, пажи и лорды. Все они любят, страдают, мечтают о счастье, тоскуют, мчатся в стремительной погоне за жизнью и горько рыдают от ее пощечин».

Его уникальная выразительность исполнения, голос, редкое драматическое дарование и артистизм производили сильнейшее впечатление на всех, кто его слышал. Он создал совершенно уникальный жанр, никогда не существовавший до него раннее на русской сцене – жанр театрализованных песен-миниатюр или песен-новелл. Прежде всего, в них был сюжет, содержание, действие…

Вертинский - это театр! Вертинский - это эпоха! Вертинский - это сама Россия! Его творчество, наверное, до сих пор нельзя отнести к классике, сегодня оно по-прежнему не теряет своей актуальности. А созданный им изящный, надломленный и неизбежно меланхоличный образ все так же притягателен, что приводит к появлению все большого количества поклонников и подражателей Вертинского.

Я сегодня смеюсь над собой...
Мне так хочется счастья и ласки,
Мне так хочется глупенькой сказки,
Детской сказки наивной, смешной...

 

Прощальный ужин в честь Вертинского

События, приуроченные в этом году ко дню рождения Александра Вертинского

Творческая акция в Киеве посвященная 120-летию со дня рождения Вертинского