Чимароза Доменико

Чимароза  Доменико

Чимароза Доменико

Итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра — введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

Рождение
17 декабря 1749

Кончина
11 января 1801

композитор

Domenico Cimarosa

Родившийся близ Неаполя, композитор как никто был тесно связан с неаполитанской культурой. Стиль его творчества удивительно ясный, «солнечный», темпераментный, порожден яркими красками юга. До наших дней имя Чимарозы сохранилось, главным образом, благодаря опере «Тайный брак», хотя помимо этого оперного шедевра им написано огромное количество произведений: около 70-ти опер в жанрах серия и буффа, симфония для чембало, концерт для двух флейт и много других камерных сочинений, а также кантаты, оратории и другие произведения церковного характера. И всё же основным призванием композитора была опера и именно комическая.

Оперы-буфф в творчестве Чимарозы привлекают естественностью и жизненной достоверностью. В них много комичного, но, вместе с тем, нежного и трогательного. Заслуженную славу среди них, конечно, снискала опера «Тайный брак», которая еще при жизни композитора обошла многие сцены мира, и продолжалась ставиться на протяжении всего XIX века. Высокую оценку творчества Чимарозы дал в своё время Россини. Однажды, когда поклонник его опер — это был Стендаль — выразил ему свое восхищение перед «Итальянской в Алжире» и спросил, что ему самому больше нравится: «Итальянка» или «Танкред», — Россини ответил: «Тайный брак». Эта оперы была создана в 1792-ом году в Вене, в период службы Чимарозы при дворе австрийского императора. А после возвращения на родину, в 1794-ом году, композитор создал оперу «Женские хитрости» на текст Джузеппе Паломбы. Поставленная в короткий срок в неаполитанском театре, эта оперы быстро завоевала признание публики. Интерес к ней не ослабевал и в последующие годы. Также как и «Тайный брак», опера удержалась в репертуаре итальянских театров и в XIX столетии. Примечательно, что в этой опере Чимароза использовал и русскую тему, в интонациях которой каждый из нас узнает тему камаринской. Эта тема звучит в увертюре и в балетной сцене финала. В том нет ничего удивительного, ведь композитор в конце 80-х годов XVIII века жил и работал в России, он был придворным капельмейстером в Петербурге. Вопрос о том, является ли заимствованная им русская тема оригинальной или имитацией остается до сих пор открытым.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.