|
Светланов Евгений Фёдорович
Евгений Светланов: «Больших, настоящих мастеров дирижёрской палочки остаётся всё меньше и меньше. На смену им пришли ловкие, самонадеянные молодые люди, своеобразные «гангстеры» от музыки...» |
Рождение
Кончина
дирижер |
Евгений Светланов: «вне музыки жизни нет» «Больших, настоящих мастеров дирижёрской палочки остаётся всё меньше и меньше. На смену им пришли ловкие, самонадеянные молодые люди, своеобразные «гангстеры» от музыки...» — констатировал Евгений Светланов. Евгений Фёдорович родился в семье солистов Большого театра. Его мать, Татьяна Петровна, происходила из древнего дворянского рода Кругликовых. В 1955 году Светланов становится дирижёром Большого театра, а в 1963 главным дирижёром. В Большом Евгений Светланов дебютировал с оперой Римского-Корсакова «Псковитянка». Через 45 лет именно это произведение станет последней работой маэстро в главном театре страны. С 1965 по 2000 год Евгений Фёдорович был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР. Теперь коллектив носит имя прославленного маэстро. Светланов говорил, что для него не существует мира вне музыки. Творческое наследие Евгения Фёдоровича – это тысячи записей, включающих грандиозную «Антологию русской симфонической музыки». Светланов записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова... Маэстро является автором более 150 статьей и эссе. Последний концерт Евгения Фёдоровича состоялся весной 2002 года в Лондоне. Под управлением Светланова оркестр Би-би-си исполнил Первую симфонию Чайковского «Зимние грёзы» и «Колокола» Рахманинова. Текст: Алёна Оганесян
1. Евгений Фёдорович родился в семье солистов Большого театра. Его мать, Татьяна Петровна, происходила из древнего дворянского рода Кругликовых. 2. В Большом театре Евгений Светланов дебютировал в 1955 году с оперой Римского-Корскова «Псковитянка». Через 45 лет именно это произведение станет последней работой маэстро в главном оперном театре страны. 3.С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР. Теперь коллектив носит имя прославленного маэстро. 4. Светланов записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова. 5. Последний концерт Евгения Фёдоровича состоялся весной 2002 года в Лондоне. Под управлением Светланова оркестр Би-би-си исполнил Первую симфонию Чайковского «Зимние грёзы» и «Колокола» Рахманинова.
Евгений Светланов был назначен художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР в 1965 году. С его именем связана одна из лучших страниц биографии Госоркестра. Западные критики не скупились на эпитеты в его адрес: «бриллиантовый дирижер», «русский Караян», «последний романтик ХХ века». Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР имени М.И. Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три ордена Ленина и два ордена «За заслуги перед Отечеством» (II и III степеней), почетный профессор МГУ и РАМ им. Гнесиных, почетный академик Шведской Королевской академии и Академии искусств США, Евгений Светланов возглавлял Госоркестр до 2000 года. За 35 лет работы с коллективом Светланов преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, за которым закрепился статус одного из лучших оркестров мира. Репертуар оркестра за это время расширился до невиданных ранее границ: теперь он включал практически всю русскую симфоническую музыку, а также огромное количество сочинений западных композиторов и современных авторов. Евгений Светланов принадлежал к числу гениальных творцов XX века, ставших не только олицетворением национальной российской культуры, но и выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Личность Евгения Светланова, его многогранный талант воплотились в деятельности дирижера, композитора, пианиста, общественного деятеля, просветителя, критика-публициста (им написано более 150 статей и очерков). Вместе с Евгением Светлановым оркестр, в 1972 году получивший звание «академический», гастролировал во многих странах мира, вызывая восторженные отзывы у публики и похвалу критики. В 1960-е годы записью всех симфоний П.И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, и ее результатом стал выпуск на фирме «Мелодия» более 200 дисков, включающих всю русскую музыку для симфонического оркестра от Глинки до Рахманинова. В 1969 году за запись всех симфоний П.И. Чайковского (фирма «Мелодия» совместно с «Пате Маркони», Франция) Евгений Светланов и Госоркестр были удостоены Grand Prix du Disque Французской академии звукозаписи и Edison Music Award (Нидерланды). В сезоне 1985-1986 годов все симфонии самого любимого во всем мире русского композитора были представлены Госоркестром и Евгением Светлановым в цикле телепередач. Каждая передача предварялась вступительным словом дирижера. С 1984 по 1991 год с участием Светланова и его оркестра на телецентре «Останкино» были сняты фильмы по произведениям русским композиторов. Наиболее масштабным проектом, представляющим западноевропейскую музыку всех эпох и стилей, стали программы Госоркестра и Евгения Светланова «Сокровища западноевропейской музыки». Последними гастролями Евгения Федоровича с Госоркестром стали концерты в Китае на рубеже 1999-2000 годов. Апофеозом этих гастролей явилось совместное выступление российского и китайского оркестров в крупнейшем пекинском зале перед многотысячной аудиторией с исполнением произведений композиторов двух стран. |