Верди Джузеппе

Верди Джузеппе

Верди Джузеппе

Итальянский композитор, один из выдающихся мастеров оперного жанра, автор 26 опер. В произведениях Верди органично сочетаются яркий мелодизм и глубина музыкальной характеристики героев. Вобрав все лучшее от итальянской оперной школой, Верди расширил музыкальную палитру оперных средств выражения.

Рождение
10 октября 1813

Кончина
27 января 1901

композитор


 

Джузеппе Верди (Джузеппе Фортунино Франческо Верди - Giuseppe Fortunino Francesco Verdi).

Если разговор заходит об опере, то сразу возникает имя Верди! Всем хорошо знакомы сцены из его опер в исполнении Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анны Нетребко, Марио дель Монако и других великих певцов. В списке сочинений композитора — десятки опер, сочинения для хора, камерная, инструментальная, духовная музыка.

Многие годы оперные фанаты выясняют, какую же из опер Верди предпочесть – «Риголетто», «Травиату», «Трубадура», а может, «Аиду»? Когда спрашивали о том же самого композитора, он ответил, что как профессионал выше ставит «Риголетто», но как любитель предпочитает «Травиату».

«Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь» – писал о композиторе его друг Арриго Бойто. Верди чувствовал время. Он не опережал своего века, но и не отставал от него. Верди жил «сейчас», черпая вдохновение в славном прошлом итальянской музыки и создавая надёжную основу для её будущего. Вслед за Бальзаком композитор мог бы сказать о себе: «События в моей жизни – это мои произведения». 26 опер, созданные на протяжении полувека, как нельзя лучше подтверждают эти слова. Верди «проснулся знаменитым» 9 марта 1842-го года, когда в миланском театре Ла-Скала была поставлена его 3-я опера «Навуходоссор» или, сокращённо, «Набукко». В главной партии была занята Джузеппина Стреппони – она вскоре стала женой композитора. Именно она на первых порах помогала Верди не заблудиться среди извилистых тропок театральных интриг, скандалов и триумфов. И такая помощь была композитору необходима: заказы сыпались как из ведра, да и он сам постоянно искал новые либретто и новых либреттистов.

Написать либретто, которое удовлетворило бы вкус Верди, было делом очень трудным. Композитор точно знал вес каждого слова, которое пел его персонаж со сцены. С Верди работали замечательные либреттисты – вместе Франческо Пиаве были написаны «Риголетто» и «Травиата», с Каммарано – «Трубадур», с Гисланцони Верди написал «Аиду» а знакомство с поэтом и композитором Арриго Бойто вдохновило уже пожилого Верди и он, после десятилетней паузы, создал «Отелло» и «Фальстафа» – оперы, в которых, как в спектре, собрались многие лучи его предыдущих сочинений.

Чувство времени давало себя знать и в выборе сюжетов. Например, действие «Травиаты» почти современно постановке – оно происходит в 1842-м году. «Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи, из-за тысячи других глупых предрассудков. Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием» – писал Верди о своей опере. С не меньшим удовольствием «занимался» композитор и другими сюжетами, заимствуя их у Шекспира, Шиллера, Гюго, Байрона, Вольтера, Расина, Дюма и многих других.

Верди был ровесником Рихарда Вагнера, композитора, музыка и идеи которого безраздельно владели сердцами и умами многих людей искусства того времени. Оперная реформа Вагнера заставила музыкальный мир Европы застыть в изумлении. Вокруг маэстро из Байройта плотным кольцом толпились его почитатели и не менее плотным – те, кто считал его бездарным шарлатаном. История обрекла Верди и Вагнера на вечное сравнение. Но Верди всячески уходил от подобных сравнений. Это удивительно, но он, автор 26-ти опер, не был реформатором, он нигде не публиковал своих взглядов на искусство вообще и оперу в частности – в отличии от Вагнера, который испытывал насущную потребность познакомить всех со своей оперной теорией. У Верди не было оперной теории. У него была оперная практика. «Мне нравится в искусстве всё, что прекрасно» – просто говорил он. Да, Вагнер – великий человек, но, писал Верди, «если германцы, исходя от Баха, дошли до Вагнера, то они шли путём подлинных германцев – и это хорошо. Но мы, потомки Палестрины, совершаем, подражая Вагнеру, преступление против музыки и занимаемся делом бессмысленным и даже вредным».

Верди «занимался другим делом». Он сочинял легко, в его письмах часто мелькают слова «само собой». Наверное, поэтому его мелодии пела вся Италия уже через несколько дней после их появления на сцене оперного театра – это была известность, которая и не снилась Вагнеру – пел ли кто-нибудь в Германии его мелодии? Театр и Верди безгранично доверяли друг другу. Вот что писал композитор на склоне лет:

«Я узнал некоторые лучшие произведения современности, не изучая их, а услышав в театре. Я бы солгал, сказав, что в молодости своей не прошёл долгой и строгой учёбы. У меня рука достаточно сильная, чтобы справляться с нотой так, как я желаю, и достаточно уверенная, чтобы добиваться тех эффектов, которые я задумал; и если я пишу что-нибудь не по правилам, то это потому, что правило не даёт мне того, чего я хочу, и потому, что я не считаю безусловно хорошими все правила, принятые по сей день».

А один из друзей композитора, Эскюдье, когда-то сказал о Верди так: «У него было всего лишь 3 страсти, но они достигали величайшей силы: любовь к искусству, национальное чувство и дружба».