|
Мравинский Евгений Александрович
«Партитура для меня — человеческий документ. Звучание партитуры — новая стадия существования произведения», — утверждал Евгений Мравинский. |
Рождение
Кончина
дирижер |
Искусство должно потрясать «Можно ли прожить без музыки? Как будто она не относится к первейшим потребностям человека. Но лишиться ее – равносильно утрате счастья. Однако я верю во всепобеждающую силу Музыки…», – писал Евгений Мравинский в своих Дневниках. Мравинский был очень разносторонней личностью, ренессансной, обладавшей необъятным кругозором. Он владел несколькими европейскими языками, изучал натурфилософию, имел композиторское образование, обладал превосходной литературной памятью, писал стихи. Но музыка была для Мравинского всем. Первый успех к дирижеру пришел рано. 20 сентября 1932 года состоялась премьера балета «Спящая красавица» в Ленинградском театре оперы и балета и с тех пор на «Спящую» стали ходить не только для того, чтобы посмотреть Уланова и Сергееву, но и для того, чтобы послушать Мравинского. Оркестр Мравинского (а именно так все называли оркестр Ленинградской филармонии) был на протяжении многих лет лучшим в стране и одним из лучших в мире. Мравинский блестяще интерпретировал произведения самых разных композиторов, но, безусловно, особую роль в творчестве сыграла музыка его великого современника Дмитрия Шостаковича. «Когда-то, слушая музыку, я испытал потрясение, как удар молнии или грома. Искусство должно потрясать. Иначе это не искусство. Опаленность человека искусством, Музыкой – и слушателя, и исполнителя – вот главное, вот результат искусства», говорил Евгений Мравинский. Татьяна Клименко
Удивительно, но Евгений Александрович считал, что не слишком музыкально одарён. Он говорил: «Кто я такой? Я — галерник! Я к веслу прикован цепью. И моя задача напрягаться изо всех сил, но грести, грести. Я обязан это делать!». Так он оценивал свою роль — роль дирижёра одного из лучших оркестров мира — Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Евгений Мравинский всю свою жизнь отдал любимому коллективу Ленинграда. Он был предан и самоотвержен во всех принципах работы с ним. Под управлением Мравинского оркестр Ленинградской филармонии достиг репутации одного из лучших симфонических коллективов. Мравинский был человеком величайшей эрудиции. Он в совершенстве владел латинским языком, превосходно ориентировался в биологии и ботанике. В юности долго не знал, какую профессию предпочесть — страсть к естественным наукам соперничала с музыкальными увлечениями. В одном интервью на вопрос о «самой значительной встрече в вашей музыкальной жизни», он ответил: «С Шостаковичем». О дружбе двух величайших музыкантов сохранилось много воспоминаний. Именно Мравинскому посвятил композитор Восьмую симфонию. А в период травли и обвинений Шостаковича в «формализме», Мравинский исполнил его Пятую симфонию и под гром оваций поднял партитуру высоко над головой.
Для истинных меломанов 4 июня – это прежде всего день рождения величайшего музыканта ХХ века Евгения Мравинского. Творчеству маэстро посвящено множество книг и статей в советских, российских и зарубежных изданиях. И тем не менее, личность Евгения Александровича для многих людей была и остается загадочной. Мравинский жил в те годы, когда о многом нельзя было говорить вслух, а тем более – писать и опубликовывать. И, возможно, музыка оставалась тем средством, с помощью которого можно было говорить правду открыто. Музыка… Она была для Мравинского всем. «Можно ли прожить без музыки?.. – писал Мравинский в своих Дневниках. – Как будто она не относится к первейшим потребностям человека. Но лишиться ее – равносильно утрате счастья. Однако я верю во всепобеждающую силу Музыки…» А вот еще несколько слов Мравинского, сказанных в одной из бесед: «Когда-то, слушая музыку, я испытал потрясение, как удар молнии или грома. Искусство должно потрясать. Иначе это не искусство. Опаленность человека искусством, Музыкой – и слушателя, и исполнителя – вот главное, вот результат искусства». Искусство Мравинского потрясает. Он приобщил всех любящих музыку к шедеврам мирового искусства. Мы сопереживаем с Чайковским (кстати, интерпретация Мравинского считается лучшей в мире), с Брукнером, Брамсом, Вагнером, Шубертом, Римским-Корсаковым, Прокофьевым, Шостаковичем… Список можно было бы продолжить… Замечательный русский артист Олег Борисов писал в своей книге «Без знаков препинания»: на вопрос «есть ли у Вас любимый композитор?» он ответил: «Тот, кого в данный момент дирижирует Мравинский». Потрясающий ответ, не правда ли? Великий музыкант Мравинский был очень разносторонней личностью, личностью ренессансной, обладавшей необъятным кругозором. Он владел несколькими европейскими языками, изучал натурфилософию, имел композиторское образование, обладал превосходной литературной памятью, писал глубокие стихи. Его путь художника пролегал через познание мира, нахождение места в нем, ощущение себя частицей мироздания. «Природа – своя среда; Прибежище; Врачеванье; Волхвованье; Мера Вещей. … Жизнь в Природе – Благо», – писал Евгений Александрович в Дневнике. Именно здесь, в природе, черпал он музыкальные образы, аккумулировал их в своей памяти: зигфридовский шелест леса, гроза «Пасторальной» симфонии Бетховена, волшебство лядовского озера… … Первый успех к дирижеру пришел рано, маэстро было 29 лет. 20 сентября 1932 года состоялась премьера балета «Спящая красавица» в Ленинградском театре оперы и балета, и с тех пор на «Спящую» стали ходить, чтобы послушать Мравинского. Затем последовали «Корсар», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; и почти 40 программ с оркестром ленинградской филармонии в период с 1932-го по 37-й годы. В 37-м молодой дирижер триумфально провел премьеру 5-й симфонии Д.Шостаковича, а через год он завоевал 1-ю премию и получил золотую медаль на Первом всесоюзном конкурсе дирижеров. Генрих Нейгауз писал тогда: «Отличительной чертой Мравинского является гармония различных свойств, очень ценных для крупного дирижера. Эти свойства – сильный темперамент, ясная организующая воля, большая любовь к своему делу, отличное знание партитуры, громадная дирижерская техника, превосходный вкус и глубокая культура». Добавим, гармонию этих свойств маэстро сохранял всю свою жизнь и не случайно оркестр Мравинского (а именно так все называли оркестр Ленинградской филармонии) был на протяжении многих лет лучшим в стране и одним из лучших в мире. Мравинский блестяще интерпретировал произведения самых разных композиторов, но, безусловно, особую роль в его творчестве сыграла музыка его великого современника Дмитрия Шостаковича: 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12-я симфонии (кстати, последней студийной записью Евгения Александровича была именно 12-я, это 1984 год), оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда»… Впрочем, перечислять все, что исполнял и как исполнял Мравинский – дело неблагодарное и в чем-то бесполезное. Лучше слушать его записи, будь то Шуберт или Чайковский, Мусоргский или Сибелиус… |