Если собрать вместе все двенадцать пьес цикла П.И. Чайковского «Времена года», то окажется что звучат они чуть более сорока минут. Однако, как несоизмерим этот масштаб в контексте музыкальной истории…

Ноябрь - "На тройке":

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши."

Н.А.Некрасов

Михаил Казиник: «Для того, чтобы говорить о «Тройке» (Ноябрь) мне нужно всего несколько секунд. Это – музыка, которая вообще чуть ли не во всем мире самая русская. Это то, что больше всего любил Рахманинов, это его «бисовка». И еще мне кажется, что тема Третьего фортепианного концерта Рахманинова в какой-то степени и чисто ментально вышла из простоты темы «На тройке». <…> Это же тайна – эта музыка, она навсегда останется загадкой. Потому что никто никогда не сможет понять, как Рахманинов сумел написать такую простую-простую тему, которая, ну, собственно, и есть Россия. Вот все! Больше ничего не надо говорить, только сыграть! Что такое русское? Что такое русская земля ? Что такое русский человек? Вот надо начать играть эту тему – вот она земля, вот он человек! Это невозможно ни во Франции, ни в Китае, ни в Японии, ни в какой другой цивилизации. Это возможно только в России. И вторая такая мелодия была заранее до этого написана Чайковским – «На тройке». А стихи, правда, из Некрасова. <…> Из Некрасова выбраны четыре строчки с предложением «затушить тоскливую тревогу». Эта музыка открывает такой антидепрессивный эмоциональный человеческий тонус, который я предлагаю как один из рецептов, как одно из лекарств, наряду с финалом Первого фортепианного концерта Бетховена…»

Декабрь - "Святки":

"Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали."

В.А.Жуковский

Михаил Казиник: «Последняя пьеса (Декабрь - «Святки») – это Жуковский, это гофмановское ощущение святости и Рождества, этого снега, этих удивительных обрядов, и один из великих вальсов Чайковского…»