В очередном выпуске программы "Музыка, которая вернулась" Михаил Казиник читает стихи Пушкина и предлагает вам послушать, как стихи великого поэта были выражены в музыке не менее великого композитора Александра Даргомыжского.

Александр Даргомыжский - русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Ранние детские годы Даргомыжского прошли в имении родителей в Смоленской губернии, а с конца 1817 семья обосновалась в Петербурге. Будущий композитор получил разностороннее домашнее образование, в котором литература, театр и музыка занимали главное место.

Решающую роль в его музыкальном развитии сыграло сближение с М. И. Глинкой (весна 1835), под влиянием которого Даргомыжский избрал путь композитора. Изучение теории музыки по тетрадям Глинки, ознакомление с оперой "Иван Сусанин", ценные советы Глинки и его друзей, принадлежавших к передовым литературно-художественным кругам, - всё это определило направление творчества Д. Уже ранние произведения композитора свидетельствуют о самостоятельном развитии им традиций Глинки. В оперном жанре Даргомыжский стремился к сильным драматическим сюжетам. В 1837-41, вслед за неосуществлённым замыслом оперы "Лукреция Борджа" (по драме В. Гюго), он написал оперу "Эсмеральда" (использовал сделанное ранее самим Гюго либретто по роману "Собор Парижской богоматери"). При всей незрелости это произведения, созданное по типу большой французской оперы, обнаруживало реалистические устремления автора.

В начале 40-х гг. Даргомыжский достиг крупных успехов в области камерно-вокального жанра. Лучшие романсы - "Я вас любил", "Свадьба", "Слеза", "Ночной зефир" и др. - отличают тонкий психологизм, поиски новых выразит. средств (особенно в мелодике). Увлечённый поэзией А. С. Пушкина, Даргомыжский создал на его текст (наряду с романсами) кантату "Торжество Вакха" (1843, переделана в лирическую оперу-балет, 1848).

Одно из самых знакомых произведений Даргомыжского, созданных на основе творчества Пушкина, является опера "Русалка". опера эта — также стала значительным явлением в истории русской музыки — стала первой русской оперой в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

"Какой я мельник?
Говорят тебе,
Я ворон, ворон, а не мельник!"

Трагедия отца – мельника, сошедшего с ума после того, как Князь бросил Наташу, женившись на Княгине – она вся в этой заключительной сцене «Русалки» Даргомыжского. Наташа утопилась в реке и сейчас – царица русалок в подводном царстве в глубинах Днепра. Туда же она завлекает Князя, томимого угрызениями совести и воспоминаниями о прекрасной любви.