В нынешней передаче Михаил Казиник обещает, что мы с вами услышим “одно из самых парадоксальных музыкальных произведений, связанное с одним из самых парадоксальных периодов русской истории”… 

В конце мая 1880 года Петру Ильичу Чайковскому его издатель Юргенсон сообщает, что Н.Г. Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года. Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II. Заказ Рубинштейна предполагал и третий вариант – кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве. В одном из ответных писем Юргенсону Чайковский откровенно пишет: «Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение».

А в письме к Н.Ф.фон Мекк композитор признавался: «Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет».

По окончании работы на титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский». И в конце рукописи: «Каменка. 7-го ноября 1880 г.»

Михаил Казиник: «Самое удивительное, что Чайковский действительно писал музыку просто по заказу, безо всякого чувства любви. Только представьте себе – всё против того, чтобы получилась замечательная музыка. И она получилась. Более того – получилось одно из самых патриотичных сочинений не только в русской, но и всей мировой культуре».

Михаил Семенович убежден что дело здесь не только в гении композитора, но и в том, что сама война 1812 года – весьма своеобразная война, “вся построенная на парадоксах”…