Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о балерине и хореографе, младшей сестре великого Вацлава Нижинского – Брониславе Нижинской. Вторая передача цикла посвящена годам юной артистки, проведенным в труппе Императорского Мариинского театра, увлечению новаторской хореографией Михаила Фокина и первым выступлениям в антрепризе Сергея Дягилева…

Илзе Лиепа: «После выпуска Бронислава Нижинская была зачислена в труппу Мариинского театра. Она была способной, техничной, хорошо схватывала движения, и очень быстро освоила кордебалетный репертуар: «Лебединое озеро», «Баядерка», «Пахита», танцы в опере… Параллельно продолжала брать уроки у знаменитого педагога Энрико Чекетти. В кордебалете Бронислава выделялась своеобразной манерой танца: ее пластика была лишена полутонов и лирики, однако нельзя было сказать, что она была неженственна – она просто была другой. Балерину отличал огромный, как у брата, полетный прыжок и невероятная артистическая экспрессия.

После трех лет работы в кордебалете Бронислава, наконец, была переведена на следующую ступень – корифейки, позволяющей ей танцевать сольные вариации. Будучи человеком невероятно творческим, она довольно быстро поняла, что ей скучно и тесно в рамках классического балета. Она не хотела быть той классической балериной, которую в то время олицетворяла Анна Павлова. Ей хотелось чего-то другого – нового, и это новое она нашла в экспериментах Михаила Фокина, которого приняла сразу же и восторженно…»

В 1909 году Вацлав и Бронислава Нижинские приняли приглашение Сергея Дягилева и отправились с ним во Францию. Участие в «Русских сезонах» принесло Брониславе успех, хотя ее известность не шла ни в какое сравнение с феноменальной популярностью брата. В балетах Михаила Фокина Нижинская танцевала Бабочку в «Карнавале», Вакханку в «Нарциссе» и Уличную танцовщицу в «Петрушке».

Как и все участники дягилевской антрепризы, она оставалась артисткой Мариинского театра, но танцевала там всего три года. В 1911 году Бронислава демонстративно уволилась из труппы в знак протеста против увольнения Вацлава. Нижинский был выдворен из театра со скандалом, по приказу высочайших особ: выступая в балете «Жизель», он надел слишком откровенный облегающий костюм, шокировавший вдовствующую императрицу. Так русский балет лишился одного из лучших артистов, а Бронислава Нижинская впоследствии ставила свои спектакли где угодно, кроме России…