Она была младшей сестрой знаменитого танцовщика. Сколько могла – жила рядом с братом, намеренно или неумышленно держась в его тени. Но ее собственный балетмейстерский талант был не меньше… Илзе Лиепа открывает серию передач о Брониславе Нижинской.

Илзе Лиепа: «Бронислава Нижинская была младшим ребенком в семье танцовщиков из Польши – Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. Родители учились в балетной школе при театре в Варшаве, затем начали работать в разных труппах, а познакомились они в России – в Одессе. Элеонора была старше Томаша на пять лет, вскоре они поженились. С тех пор началась их настоящая кочевая жизнь – они много ездили и танцевали с самыми разными балетными труппами. Их первый ребенок – Стасик – родился в Тифлисе. Второй – Ваца, тот самый незабвенный Вацлав Нижинский – появился на свет в Киеве. Прошло совсем немного времени – чуть больше года – после рождения Вацлава, когда Элеонора поняла, что вновь ждет ребенка. Для балетной артистки, ведущей кочевой образ жизни, это было потрясением: а будет ли она танцевать дальше, получать новые контракты – ведь артисты с детьми это всегда обременительно… Тем не менее, Элеонора решается родить третьего ребенка и вместе с тем принимает решение, как можно дольше выходить на сцену, чтобы не потерять контракт. И вот во время спектакля в Минске – это была опера Глинки «Жизнь за царя» – в сцене Польского бала Элеонора выходит в Полонезе и понимает, что не может ступить ни шагу. Еще до конца спектакля все артисты в труппе узнали, что у Нижинских родилась девочка, которую впоследствии назвали Брониславой.

Как символична для нее будет опера «Жизнь за царя» – арию именно из этого спектакля она послушает, стоя за кулисами Мариинского театра, чтобы потом навсегда покинуть его, и больше никогда не вернуться…»

Бронислава Нижинская родилась в Минске 8 января 1891 года и была третьим ребенком в семье Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. В 1902 году она поступила в Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге, где училась танцевальному мастерству у известного педагога Энрико Чекетти. Окончив училище, в 1908 году Нижинская вошла в состав труппы Мариинского театра. Рецензенты отмечали силовой, «мужественный» характер ее манеры, свободной от декоративной сладкой «женственности» – и почти такой же, как у брата Вацлава, полетный прыжок. В упрек танцовщице Нижинской ставили блеклую внешность и неудовлетворительную – по канонам классического балета – фигуру…