В заключительной программе, посвященной балерине Суламифи Мессерер, Илзе Лиепа рассказывает об уникальной, чрезвычайно обширной и многолетней педагогической деятельности советской примы Большого театра…

Илзе Лиепа: «Сегодня я рассказываю о Суламифи Мессерер-педагоге. Это действительно очень яркая жизнь для балетного мира. Наверное, нет ни одного театра, ни одной труппы первой величины, где бы не преподавала Суламифь Мессерер, нет ни одной звезды балета, которая бы не встречалась с нею. Она была везде, она работала со всеми! Она была обожаема, и это обожание базировалось на ее фантастическом профессионализме. Как сама она говорила, для того, чтобы стать педагогом, нужны не годы, а десятилетия; это профессия, которая, как хороший коньяк, становится с годами только лучше. 

Ее часто спрашивали, какой главный совет она могла бы дать начинающему балетному педагогу. Сама она формулировала это так: «Труднее всего научить танцовщика динамической релаксации», имея в виду двигательную раскрепощенность и умение в жестких рамках классического танца чувствовать свободу – жить вместе со своим телом и вместе с музыкой…»

Как педагог Суламифь Мессерер проделала колоссальный путь. Она стояла у истоков японского балета, преподавала в Токийской балетной школе им. Чайковского, в организации которой принимала непосредственное участие. Впоследствии на базе этой школы была создана труппа Tokyo Ballet, признанная сегодня во всем мире. 

В течение многих лет являлась постоянным приглашенным педагогом-репетитором Королевского балета Ковент-Гарден. Ее класс посещали Рудольф Нуреев, Наталья Макарова, Сильви Гиллем, Дарси Бассел, Атуанетт Сибли.

Преподавала также в Английском национальном балете, Шотландском балете, школе Рудра и Лозаннском балете Бежара, Марсельском национальном балете, Американском театре балета (ABT), Парижской национальной опере, Австралийском балете, Гамбургском балете, миланском театре Ла Скала, неаполитанском театре Сан-Карло и др.