Имя выдающегося советского хореографа Леонида Лавровского связано, прежде всего, с грандиозным расцветом Большого театра, который он возглавил в 1944 году и «держал» без малого на протяжении двадцати лет…

Именно при Леониде Лавровском была сформирована легендарная звездная труппа советского балета. За старшим поколением артистов во главе с несравненной Галиной Улановой в театр пришли блистательные молодые танцовщики – Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Сорокина, Юрий Владимиров, Наталья Бессмертнова, Михаил Лавровский, Марис Лиепа и многие другие. В этот же период был поставлен эпохальный спектакль «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева, утвердивший уникальный жанр советского балета, не имеющий аналогов во всем мире, так называемый драмбалет. «Ромео и Джульетта» стал первым воплощением трагического конфликта в советском балетном театре, и впоследствии был признан вершиной хореодрамы довоенных лет.

Премьера балета Лавровского стала событием огромного масштаба. Спектакль с триумфом завоевал первые сцены мира, получая грандиозный прием у западной публики, а хореограф и главные исполнители были удостоены Сталинской премии.

В своей рецензии газета «Таймс» писала: «Может ли балет передать поэзию трагедии «Ромео и Джульетта» без слов Шекспира? Да, может. Спектакль Большого театра, показавшего целиком всю трагедию в трех актах и тридцати сценах, представляет собой точный перевод каждого слова Шекспира на язык подлинной поэзии».

Гастроли спектакля «Ромео и Джульетта» в Москве на сцене Большого театра решили судьбу Леонида Лавровского – он получил приглашение на пост художественного руководителя балетной труппы. Позже в своих воспоминаниях он называет этот период «трудные годы». Действительно, столько взлетов и падений, столько испытаний!.. А для Большого театра период руководства Леонида Михайловича Лавровского станет одной из самых значительных страниц истории отечественного балетного искусства…