«Весна священная» – балет композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций и костюмов – Николай Рерих, хореограф – Вацлав Нижинский, импресарио – Сергей Дягилев.

«Прошлое ничто перед будущим. Из древних чудесных глыб сложите ступени Грядущего...»

Николай Рерих

В основу замысла «Весны священной» лег сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал – молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

Труд хореографа давался Нижинскому непросто. Будучи одаренным танцовщиком, он, занявшись постановкой балета, столкнулся с собственным неумением ясно выражать свои мысли и излагать коллегам-артистам свое видение того, что должно происходить на сцене. Поставить «Весну священную» стоило ему, равно как и Стравинскому с Дягилевым, немалого труда, чего, впрочем, совершенно не оценила публика. Во время премьеры балета, которая состоялась 29 мая в театре Елисейских полей, зрители пришли в такое негодование от музыки Стравинского, что освистали балет и не уделили должного внимания оригинальности и сложности хореографии на тему языческих обрядов.

Зато в полной мере этому уделяют внимание авторы программы «Бал», рассказывая о том, как чествовали наступление весны в языческой Руси: каким богам поклонялись, какие танцы танцевали, на кого гадали... Все здесь было сакральным ритуалом – таинством, исполненным скрытого смысла…

Алексей Пензенский: «Наверное, мне следует пояснить, что такое символизм, и какая идея лежит в его фундаменте. А именно – что наш материальный мир является лишь бледной тенью какого-то другого большого мира. И догадаться о том, что там происходит, может только настоящий художник, отслеживая некие символы, которые как тени, как отблески великих событий мелькают здесь. И композитор тут, разумеется, находится на переднем плане. И никто, я думаю, не будет спорить с тем, что «Весна священная» это чисто символистский балет…»