Радио классической музыки «Орфей»

  • Оперные страсти

    Курьезные случаи из мира оперы в программе Николая Рыбинского «Оперные страсти»
  • В гостях у Л.Гергиевой

    По воскресениям в 11:00 мск - в эфире Лариса Гергиева и её гости...
  • Рандеву с дилетантом

    «Рандеву с дилетантом» – от иронии до понимания…
  • Вечерние импровизации

    Ирина Кленская, Александр Васькин. По будням в 20:30 мск.
  • Вечерний "Орфей"

    Ежедневно - в 21:00 мск

Трагическая Венеция – таковой она предстает в одной из самых популярных опер мировой сцены – «Джоконда» итальянского композитора Амилькаре Понкъелли. Первое представление состоялось в Милане на сцене «Ла Скала» 8 апреля 1876 года…

Сюжет оперы, основанный на драме Виктора Гюго, встречался и в творчестве других композиторов как до, так и после Понкьелли. Однако именно опера Понкьелли удержалась на театральной сцене – несомненно, благодаря захватывающей страстности ее музыки и чудесным мелодиям.

У Гюго местом действия была Падуя. Арриго Бойто, знаменитый либреттист, автор либретто оперы Понкъелли, перенес действие в Венецию XVII века. Он также изменил название – так драма Гюго «Анджело, тиран Падуанский» превратилась в оперу «Джоконда», снискав славу одной из самых мрачных ироний в оперном жанре: «джоконда» (la gioconda) в буквальном переводе с итальянского означает «веселая женщина». Однако вряд ли найдется оперная героиня, страдающая более жестоко, чем та, что носит это имя…

Ирина Кленская: В двух словах это история любви, предательства и страсти, которая ослепляет. В опере – две главные героини. Как говорил Гюго, объясняя основной мотив своей драмы – в ней он стремился противопоставить два мира и два строгих и скорбных образа – женщину в обществе и женщину вне общества…

Алексей Пензенский: И как обычно это присуще демократическому романтизму, женщина из социальных низов гораздо более честна.

И.К.: Защитить одну от деспотизма, а другую от презрения – вот ключевая формула драмы Гюго…