Вместе с оперой Карла Марии фон Вебера «Волшебный стрелок» авторы программы «Бал» приглашают в мир заколдованных стрел с тем, чтобы вновь поговорить о странностях и испытаниях любви…

Что есть любовь для человека? Самый чистый эфирный язык страстей, который имеет тысячи оттенков.

Ирина Кленская: Карл Мария фон Вебер был настоящим волшебником. Вся музыка, которую он писал, была волшебной. Он любил сказки…

Алексей Пензенский: А это и неудивительно – волшебной опере полагается волшебная музыка…

И.К.: «Вольный стрелок» для всей немецкой культуры имел огромное значение. Первая национальная опера: немецкий сюжет, немецкая мифология, немецкие идеи и немецкая гордость. В итальянской опере, которая господствовала в то время на сцене, ничего подобного не было…

А.П.: Да, ведь это было своего рода соперничество южных и заальпийских школ.

И.К.: Опера «Волшебный стрелок» создавалась в то время, когда творил Гегель, и романтическая немецкая философия цвела пышным цветом…

А.П.: Да, и романтизм – это было нечто более глубокое и сложное, чем кому-то может представляться. Романтизм в своей борьбе с классицизмом делал искусство трехмерным – объемным. Если в классицизме все было предельно ясно, и акценты были расставлены изначально, зачастую просто по фамилиям персонажей, то в романтизме герои стали гораздо более ньюансированными. С другой стороны, XIX век – это время наступления на религию. Поскольку свято место пусто не бывает, для большинства просвещенных людей, когда трон освобождается, республика все равно не приходит – трон занимает что-то другое. Чем плох в этом смысле романтизм, с моей точки зрения, – не тем, что он сделал всех людей атеистами, а тем, что подменил богов. Если в эпоху классицизма главным арбитром был Всевышний, то в эпоху романтизма роль религии принял на себя поиск абсолютной любви. А это вещь заведомо недостижимая, поскольку идеальных людей не бывает...

Авторы программы «Был» обращаются к легендам, положенным в сюжет «Волшебного стрелка», проникая в символику оперы и размышляя над тем, как научиться жить так, чтобы не нарушать гармонию мира…