Прямиком ко двору Ивана Грозного, к «сатанинским полкам» буйствующих опричников ведет нас опера Римского-Корсакова «Царская невеста»…

«Учреждение это казалось странным, как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал», – писал Ключевский об опричнине. А Римскому-Корсакову было интересно понять, как трагические обстоятельства сказываются на характере людей. Сюжет оперы рассказывает исторический, хотя и малоизвестный эпизод третьей женитьбы царя Ивана Грозного.

Сам Римский-Корсаков писал: «Сюжет такая нежная вещь – вот, например, мне очень нравился он сегодня, а потом опять разонравился, а потом снова я его полюбил. Что-то мне в этих героях симпатично…»

Алексей Пензенский: «Явление опричнины… До сих пор нет единого мнения среди исследователей, что же это такое было, и зачем было нужно. Иван Грозный умер, забыв отчитаться перед потомками в письменном виде. Как это часто к неудовольствию стариков бывает, забыл он в конце жизни написать подробное объяснение, зачем он сделал это, это и это. До сих пор споры не утихают, и опричнина остается одной из самых загадочных страниц русской истории…»