«Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!». «Пульчинелла» – театральное представление с музыкой танцами и пением. Написал Игорь Стравинский, изобразил Пабло Пикассо, придумал Сергей Дягилев, а танцевали Леонид Мясин и великолепная Тамара Карсавина…

Бессмертный Пульчинелла и его сотоварищи родом из комедии dell`arte, народной итальянской комедии масок, персонажи которой с начала XVI века пленяли воображение всей Европы.

Легенда рассказывает о том, что XVI веке в Неаполе появляются два странных человека – чудные, горбатые, с крючковатыми носами, они любят носить маски и какие-то огромные рубахи. И каждый из них может многое: предсказать судьбу или сказать правду, заинтриговать или придумать интригу. И один из них напоминает человека, живущего в горах, потому что он сильный, и смелый, и умный, а другой живет в низине, он толстый, нелепый, ленивый; но они иногда меняются своими ролями и обликами, и разгадать, кто есть кто очень сложно…

Так возникает история о Пульчинелле – таком загадочном человеке, который многое умеет: над многими может посмеяться, со многими может договориться. И даже ходили слухи, что с самим дьяволом может договориться, правда, плата очень большая…

Балет Игоря Стравинского «Пульчинелла», родившийся на свет в 1919 году, целиком основан на темах итальянского композитора Джованни Баттисты Перголези.

Музыка – это одна из возможностей навести порядок между человеком и временем. Она имеет больше измерений, чем живопись и литература, чем, что-либо угодно. И мне захотелось прыгнуть в этот странный век, который называли рококо. (И. Стравинский)

Подобно Стравинскому, Пикассо и Дягилеву, авторы программы «Бал» погружаются в эстетское и эротичное рококо. Что это был за век? И о чем, собственно, балет «Пульчинелла»?..