Имя Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова в последние полгода занимает первые строчки музыкальных новостей и, увы, в большинстве своем со скандальным оттенком. Ольга Сирота разбирается в ситуации в программе «Overtime»…

28 сентября 2011 года – «красный» день в календаре коллектива. Это – день победы музыкантов над Марком Горенштейном – бывшим главным дирижером и художественным руководителем оркестра. Совместно прожитые девять лет закончились противостоянием, итогом которого стало увольнение главного дирижера. И теперь это уже факт истории – истории, в которой использовался весь арсенал «оружия»: открытые письма в прессу и министерство культуры, скандалы, обвинения в деспотизме, хамстве, массовых увольнениях и даже рукоприкладстве – это с одной стороны; а с другой – в травле, клевете и заговоре. Черту подвел министр культуры Александр Авдеев, который сказал: «Время таких музыкантов (имея в виду Марка Горенштейна) прошло навсегда», но не уточнил – где именно?

На Западе – да:  эпоха великих дирижеров-диктаторов – печальное прошлое. В прошлом – Артуро Тосканини – он дирижерской палочкой выколол глаз своему скрипачу; в прошлом – Герберт фон Караян – маэстро доводил музыкантов до больничной койки. Все это в прошлом, в настоящем – законы, уставы и контракты. Именно они не допускают подобных ситуаций и разрешают любые конфликты дирижера и музыкантов.

А что у нас?..