Рецензии и репортажи

 

 

Дата выпуска: 12.04.2019

Какие последствия влечёт за собой сделка с тёмными силами и под чью скрипку плясать не стоит — необычную мультимедийную историю 12 апреля представили на Транссибирском арт-фестивале. Музыка, танец, анимация, актерская игра — почти все жанры задействованы в спектакле-концерте по мотивам сочинений Игоря Стравинского. «Нельзя одновременно быть тем, кто ты есть и тем, кто ты был» — цитата из постановки очень хорошо отражает смысл сюжета.  Проект «Чёрт, солдат и скрипка» собрал на сцене зала имени Каца в Новосибирске мэтров. В роли чтеца выступил Владимир Познер. Для известного телеведущего, журналиста и писателя участие в постановке — это новый, но интересный опыт.

Владимир Познер: «Это очень странная для меня история, потому что я не актёр, и никогда не хотел им быть, хотя в молодости и предлагали. И тут, что называется, чёрт меня попутал, тот самый, в лице Ситковецкого. Я случайно попал на первую репетицию, сказал, что нет, пожалуй, это не моя история. Но как-то так получилось, что на второй репетиции возник контакт. Ну а на третью стало совсем симпатично, и я решил попробовать. Получилась, на мой взгляд, довольно редкая интересная вещь. Потому что есть ведь серьёзные замечательные, профессиональные артисты, а мы с Макаревичем и Ситковецким всё-таки не актёры. Но мы очень радуемся каждый раз, когда это делаем, нам нравится взаимодействовать друг с другом. И это поразительно, потому что у нас очень много другой работы, мы занятые люди, и, казалось бы, нам некогда „баловством“ заниматься. Но мы с огромным удовольствием это делаем. Кстати, когда мы репетируем, никто из нас не ругается, не спорит. Все очень доброжелательны».

Лёгкий, с тонким юмором и особым стилем стихотворный текст пьесы сочинил Михаил Успенский. В роли чёрта, в игре которого нет правил, выступает автор проекта, скрипач и дирижёр Дмитрий Ситковецкий. 

Дмитрий Ситковецкий: «Поставить такой спектакль было моей давней мечтой. Еще несколько лет назад, когда мне заказали написать транскрипцию дивертисмента Стравинского, я понял, что это знак. А через какое-то время так всё сложилось, что моя мечта осуществилась. А сегодня я особенно рад, потому что текст сибиряка, талантливого писателя Михаила Успенского наконец вернулся домой. И для меня это очень трогательно и важно. Жаль, Михаил Глебович не дожил до этого дня».

Сочетать исполнительский навык с актерским мастерством непросто, но пианистка Полина Осетинская справляется с этой задачей блестяще. 

Полина Осетинская: «Мне кажется, с каждым разом у нас этот спектакль становится всё лучше. Потому что он очень сложный технологически — много задействовано людей, аппаратуры. Здесь соединяется музыка, танец, актёрское мастерство, подобие телевизионного репортажа, рисунки, графика. Это требует накатки. Сегодня наш пятый спектакль, и я вижу насколько свободно уже чувствуют себя все, насколько они раскрываются. Все мы нашли нужный градус того, как глубоко каждый из нас должен погрузиться в этот спектакль. И сейчас просто наслаждаемся процессом. Для нас это отличная возможность немного "побаловаться". Здесь есть то, чего не позволишь себе в академическом концерте с оркестром, например. Я могу почувствовать себя настоящей актрисой. И ещё мне кажется, тот смысл, который мы хотим донести, который не всегда понятен в начале спектакля, публика обязательно считывает к финалу». 

Солдата, впавшего в искушение, как когда-то Фауст, очень даже по-актёрски играет известный музыкант Андрей Макаревич. Его рисунки также стали красочным сопровождением к спектаклю. Режиссёр-постановщик и хореограф Михаил Кисляров соединяет несколько жанров искусства в яркую захватывающую мозаику, где все части действа — музыка, речь, танец и анимация — равноценны и дополняют друг друга. Танцевальные номера исполняют Александр Тронов и Анна Дельцова. На кларнете играет Игорь Федоров, а ритм спектакля отбивают барабанные палочки в руках Антона Плескача. 

Премьера мультимедийной истории «Черт, солдат и скрипка» прошла в 2017 году на фестивале «Черешневый лес». Следующий показ ждут в Красноярске 15 апреля.

Финальный аккорд VI Транссибирского арт-фестиваля прозвучит 13 апреля. На сцену Концертного зала имени Каца выйдет Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением знаменитого дирижёра Шарля Дютуа. В программе сочинение Стравинского​​ «Игра в карты», «Море» Дебюсси​ и «Испанская симфония» Лало. Солирует Вадим Репин.

Текст: Марина Сёмина

Фото: Александр Иванов


VI Транссибирский арт-фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации