Музыка, которая вернулась

Среда, 18:30

Повтор: Суббота, в 15:30;

Михаил Казиник

Дата выпуска: 19.08.2009

Этой программой Михаил Казиник продолжает свое обширное философское размышление, посвященное Маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Интерпретация музыковеда весьма любознательна – в конечном итоге она обнаруживает не только конфликт между двумя несравненно выдающимися личностями, но и конфликт между личностью и Богом, конфликт между автором и его героем…

Представь себе... кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а  слегка —
С красоткой, или с другом — хоть с тобой,
Я весел... Вдруг: виденье гробовое,
Внезапный мрак иль что-нибудь такое...

 

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

 

Михаил Казиник: «…Мне думается, что это кульминация творчества Пушкина и одно из самых крупных исследований в истории культуры, искусства, этики, эстетики, философии и, главное, творчества Моцарта. Пушкин задолго до всех ученых-музыковедов формулирует смысл Моцарта…

 

Откуда Пушкин знает, что Моцарт не “гуляка праздный”, а “певец гробового виденья”? Об этом заговорят намного позже в истории цивилизации – об этом заговорят в ХХ веке! О том, что Моцарт – самый трагедийный композитор в истории музыки. И что за той легкостью, формой, за тем совершенством, которое мы принимаем за легкость моцартовской музыки, - внедрение “гробового виденья”, постоянное знание о СМЕРТИ…»

 

Программа Михаила Казиника и Алексея Ботвинова

Программа создана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.