Лабиринты. Тайная история музыки

Четверг,  18:30;

 

Дата выпуска: 23.03.2017

«Сикстинская Мадонна» – картина Рафаэля Санти, которая принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения. Непостижимый лик Мадонны пленял многих чувственных натур, среди которых Толстой и Достоевский. Профессор Евгений Жаринов считает, что перед нами великая цепь материнства – с ее несокрушимостью и бесконечным самопожертвованием…

Евгений Жаринов: «Глядя на “Сикстинскую Мадонну”, прежде всего, поражает не просто психологическая точность передачи чувств самой Мадонны, а то, что эти чувства необычайно противоречивы. Здесь и ужас, потому что она проглядывает в будущем страшную смерть своего ребенка, которого нежно прижимает к груди. Здесь, помимо ужаса, возникает еще и ощущение решимости – ее готовность принести в жертву самое дорогое, что у нее есть – свое дитя – во имя спасения всех и вся. Здесь и беззащитность молодой матери, которая будто взывает к вам за помощью, моля о защите. В этом смысле Мадонна Рафаэля – это облики множества матерей с младенцами на руках, оказавшихся в страшных ситуациях войны, разрухи, голода и прочих социальных катаклизмов, которые человечество испытает бесчисленное количество раз. Отсюда, мне кажется, проистекает залог бессмертия выражения ее лица: это, с одной стороны, всесильная Мадонна – Матерь Божья, и в то же время – любая бессильная перед обстоятельствами мать».

Авторы программы размышляют о картине и об опере, которая посвящена Рафаэлю. Антон Аренский написал «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения» в 1894 году. Главные действующие лица – Рафаэль и его возлюбленная Форнарина, которая по легенде стала прообразом многих женских образов на полотнах великого художника.

Фото: en.wikipedia.org