Экспомузыка

В Музее музыки хранится несколько грампластинок с записью голоса выдающейся певицы первой половины ХХ века Нины Павловны Кошиц. Нина Павловна была дочерью известного певца, солиста Большого театра Павла Порай-Кошица.

Имя композитора Ильи Саца вызывает в памяти прежде всего польку из легендарного спектакля МХАТа «Синяя птица»: «Мы длинной вереницей идем за синей птицей». Но он сочинял в самых разных жанрах, в том числе писал сатирические оперы-пародии.

Однажды утром в квартиру композитора Александра Кастальского пришел Сергей Рахманинов. Хозяина не было дома, и тогда Рахманинов попросил дать ему ноты своей «Всенощной» и исправил там только одну ноту.

В прошлом молдавская флейта состояла из семи-восьми трубочек. А вот у музейного молдавского ная целых 28 трубочек одинакового диаметра, но разной длины. Они скреплены между собой и установлены на кронштейне в форме дуги.

Несколько лет назад в Музей музыки поступил архив Сергея Алексеевича Жарова, руководителя самого знаменитого хора русской эмиграции – «Хора донских казаков». Среди более трех тысяч документов оказались 60 грампластинок 1930-1950-х годов с записями хора.

В музейном фонде композитора Михаила Осокина хранятся фотографии артистов Московского струнного квартета. Этот коллектив организовал в 1970 году скрипач Борис Кушнир. В состав квартета, просуществовавшего по 1979 год, входили молодые музыканты: скрипачи Раймондас Катилюс и Борис Кушнир, альтист Игорь Сулыга и виолончелист Александр Осокин.

Абхазы считали, что звуки апхьярцы избавляют от страха, облегчают боль и страдания, исцеляют. Пение в ее сопровождении входило в обряды поклонения божеству охоты, моления о дожде, оплакивания усопших.

Летом 2012 года, через год после смерти выдающегося пианиста, народного артиста СССР Николая Петрова его семья передала в дар музею архив музыканта: нотную библиотеку, программы концертов, рукописные материалы, письма, фотографии и личный музыкальный инструмент ‑ концертное пианино, изготовленное в 1921 году в Берлине фирмой «Бехштейн».

Выпускник Петербургской консерватории, Каракаш в 1911 году дебютировал на сцене Мариинского театра в партии Онегина, в ансамбле со знаменитыми артистами – Леонидом Собиновым, Аделаидой Больска, Евгенией Збруевой, Владимиром Касторским. На следующий день пресса отмечала успех дебютанта.

Владимир Муравьев – яркий представитель романтизма. Художник любил рисовать восход солнца, переливы неба на закате, лунную ночь. А в охотничьих сценах охоты на зверей и птиц – с первого взгляда бытовых – ясно чувствуются трагические ноты.

 

Короткие истории от Михаила Брызгалова

По будням 5:00, 17:00

О самых редких, необычных экспонатах музыкальных музеев Москвы рассказывает директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.