Экспомузыка - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр

Экспомузыка

Китайский народ в своих легендах появление музыкальных инструментов связывал с волей богов. Как утверждалось, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке.

Инструменты «Плейель» ценились за лёгкость и певучесть звука. Их предпочитали Фридерик Шопен, Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг... В 1838 году фирма открыла в Париже специально построенный «Зал Плейель», где и поныне проходят симфонические и камерные концерты.

Ни одно событие в тропической Африке — будь то рождение или смерть, охота или война — не обходится без барабанов, звук которых передает новость из одной деревни в другую. Даже сейчас некоторые африканские племена используют их для передачи информации на большие расстояния.

Для известной, всенародно любимой певицы Лидии Руслановой Михаил Дмитриевич Корелин по специальному заказу изготовил комплект из семи саратовских гармоник в разных тональностях. Под саратовскую гармонику она выступала на фронтах Финской и Великой Отечественной войны.

Первое в России учебное пособие по игре на скрипке называлось «Основательное скрыпичное училище с тремя фигурами и одною таблицею». Автор ‑ Леопольд Моцарт – немецкий композитор, скрипач, педагог, отец великого Вольфганга Амадея Моцарта.

Виолончель-пикколо появилась в Европе в начале XVIII века. От обычной виолончели инструмент отличается наличием дополнительной пятой струны. Небольшая мензура виолончели-пикколо позволяла исполнять виртуозные произведения, недоступные «большой» виолончели того времени.

Александр Викторович Затаевич был всего на 4 года старше Рахманинова. В 1895 году, когда состоялось их знакомство, он служил чиновником губернского правления в польском городе Петрокове. На досуге Александр пробовал заниматься композицией и писал музыкальные рецензии.

Согласно правилам этикета, на английской гитаре играли почти исключительно дамы. Успех её у публики был настолько велик, что начали вытесняться «благороднейшие», по словам современника, теорба и лютня.

Выдающийся лирический тенор Леонид Витальевич Собинов часто становился моделью для художников – они писали его портреты в жизни и в ролях, создавали и шаржированные образы.

Необычный акварельный рисунок хранится в коллекции графики Музея музыки. Это дружеский шарж Якова Богатенко под названием «Этнографический хор ГИМНа». ГИМН ‑ сокращенное название Государственного института музыкальной науки, работавшего в Москве с 1921 по 1931 годы.

 

Короткие истории от Михаила Брызгалова

По будням в 13:00

О самых редких, необычных экспонатах музыкальных музеев Москвы рассказывает директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов.