Экспомузыка

Выдающийся российский музыковед Павел Ламм собрал и переплел в объемистый том ранние вокальные сочинения композитора Михаила Гнесина. Том начинается романсом «Снежинки» на слова поэта и драматурга Серебряного века Владимира Волькенштейна. Свое сочинение Гнесин посвятил памяти друга, литератора Зиновия Сувальского, который скончался на двадцать пятом году жизни.

Важная часть музейной коллекции – музыкальные альбомы. Это непременная принадлежность городского и усадебного быта XIX столетия.

Из большого числа духовых инструментов, входящих в коллекцию Музея музыки, выделяются работы чешского мастера Вацлава Франтишека Червени. Одна из них – корнет «эхо» с приспособлением, изменяющим тембр звука во время игры.

Прославился Тимофей Подгорный, прежде всего, как мастер альтов и виолончелей. Он работал в содружестве с выдающимся музыкантом, альтистом Вадимом Борисовским. На альтах работы Подгорного играют и сейчас.

В фондах Музея музыки хранится экземпляр учебника под названием «Техника фортепианной игры. Упражнения для первоначального и высшего развития механизма пальцев». Ниже сведения об авторе: «В систематическом порядке составил Александр Дюбюк».

Выдающийся лирический тенор, безгранично одаренная творческая личность, Собинов обладал и поэтическими способностями. Он писал стихи разного характера, но чаще всего это были экспромты.

Одним из ценных поступлений Музея последних лет стала электрическая бас-гитара фирмы «Фендер», изготовленная в США в начале 1980-х годов. На гитаре есть надпись: Фендер Джаз Басс.

В музейной коллекции хранятся три ферротипа. Это редкий вид фотографии, который был изобретен в середине XIX века и использовался вплоть до 1930-х годов.

В фондах Музея музыки хранится более двадцати записей выдающегося виолончелиста конца XIX – начала XX века Александра Валериановича Вержбиловича. Они были сделаны фирмой «Граммофон» и свидетельствуют о большой популярности этого музыканта. Дело в том, что в отличие от певцов, инструменталистов записывали в ту эпоху редко – и только самых знаменитых.

В 1981 году Музею был подарен ударный инструмент флексатон, изготовленный в 1920-х годах. Название происходит от слова «флексус», что означает «изогнутый», и слова «тон» – звук.

 

Короткие истории от Михаила Брызгалова

По будням 5:00, 17:00

О самых редких, необычных экспонатах музыкальных музеев Москвы рассказывает директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов.