Экспомузыка

Александр Викторович Затаевич был всего на 4 года старше Рахманинова. В 1895 году, когда состоялось их знакомство, он служил чиновником губернского правления в польском городе Петрокове. На досуге Александр пробовал заниматься композицией и писал музыкальные рецензии.

Согласно правилам этикета, на английской гитаре играли почти исключительно дамы. Успех её у публики был настолько велик, что начали вытесняться «благороднейшие», по словам современника, теорба и лютня.

Выдающийся лирический тенор Леонид Витальевич Собинов часто становился моделью для художников – они писали его портреты в жизни и в ролях, создавали и шаржированные образы.

Необычный акварельный рисунок хранится в коллекции графики Музея музыки. Это дружеский шарж Якова Богатенко под названием «Этнографический хор ГИМНа». ГИМН ‑ сокращенное название Государственного института музыкальной науки, работавшего в Москве с 1921 по 1931 годы.

В экспозиции Российского национального музея музыки экспонируется редкая по красоте цистра работы французского мастера Жерара Делепланка, датированная 1779 годом.

Покидая Россию в 1917 году, Рахманинов оставил все свои музыкальные рукописи в квартире на Страстном бульваре. Но в фонде Рахманинова имеется одно из его зарубежных сочинений – обработка народной песни «Белилицы-румяницы вы мои».

В Российском национальном музее музыки хранятся две скрипки необычной формы. Созданы они известным австрийским мастером Иоганном Георгом Штауффером.

22 мая 1917 года военный министр Александр Керенский был вынужден издать приказ о дополнительной мобилизации. Под действие приказа попал и Прокофьев – он числился санитаром Красного креста при Главном управлении в Зимнем дворце.

До приобретения Музеем, рояль фирмы Шредер, находился в доме Натальи Серафимовны Востоковой, где регулярно с 1998 по 2007 годы проходили «Домашние музыкальные вечера. Камерная музыка, литературно-философские беседы и встречи». Вокруг этого рояля собиралась московская интеллигенция – не только музыканты и любители музыки, но и писатели, поэты, художники, философы.

Певица Людмила Филипповна Геоли была популярна в 1930-1950 годы. Она прожила счастливую актерскую жизнь: с 1936 по 1954 годы в стране были выпущены 15 пластинок с ее песнями, среди которых были и песни советских композиторов, и джаз, и оперетта.

 

Короткие истории от Михаила Брызгалова

По будням в 13:00

О самых редких, необычных экспонатах музыкальных музеев Москвы рассказывает директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов.